В Казахстане должен быть избыток энергии
К такому выводу пришел президент инженеров-энергетиков РК Герман Трофимов. Производимой энергии хватило бы населению Казахстана, но только при рациональном использовании энергоресурсов. На сегодняшний день наиболее сильный дефицит электроэнергии ощущается в южном Казахстане. Объясняется это отсутствием в данном районе месторождений углеводородного сырья, что, в свою очередь, не позволяет строить крупные электростанции. В итоге участились случаи хаотичного выключения электричества. Такая ситуация продлится еще не менее двух лет, и это по самым оптимистичным прогнозам. «Только в Алматы сегодня не хватает 400-500 МВт электрической мощности. Рассчитывать, что эту мощность мы можем взять с севера, практически не приходится, потому что у нас нет вновь построенной второй цепи транзита линии электропередачи Экибастуз – Юг. На соседние страны тоже рассчитывать не стоит», - полагает г-н. Трофимов.
Выход из сложившейся ситуации энергетики видят в энергосбережении. При рациональном использовании света и тепла экономия составляет от 25 до 40%. В западных странах потери теплоэнергии составляют 6%, а электроэнергии - до 10%. В Казахстане же эти цифры равны 30% и 40% соответственно. Как говорит Герман Трофимов, «использование энергосбережения, с одной стороны, может уменьшить энергодефицит, с другой, - может обеспечить огромный экономический эффект. $1, вложенный в энергосбережение, дает $3-4 экономического эффекта, то есть сегодня вкладывать деньги в энергосбережение значительно целесообразнее, чем вкладывать их в новое строительство. А потенциал энергосбережения равен примерно двум крупным тепловым станциям Казахстана, поэтому если на проблему дефицита посмотреть с другой стороны и считать, что мы внедрим энергосберегающие мероприятия, то можно сказать, что сегодня в республике переизбыток по мощности».
Для внедрения такой системы, по мнению специалиста, нужно разработать нормативно- правовую базу, донести идею до населения, внедрить энергосберегающие устройства. Естественно, делать это нужно в тесном контакте с законодательными органами, чтобы заинтересовать бизнесменов. «Если мы сумеем добиться того, чтобы наш Административный кодекс предусматривал льготы для тех, кто проводит активную энергосберегающую политику, и штрафы тем, кто использует энергоресурсы нерационально, то это сможет обеспечить энергосбережение в Казахстане», - говорит г-н Трофимов.
Как считают сами инициаторы политики энергосбережения, внедрение такой системы займет не один год. Однако энергосберегающие приборы в Казахстане уже появляются, хоть и в небольшом ассортименте. По словам Олега Зинченко, руководителя отдела продаж ТОО «Элмарк», на отечественном рынке есть энергосберегающие лампы. Они потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, а светоотдачи в 5 раз больше, чем у обычных ламп. Но и цены на них в несколько раз превышают стоимость обычных лампочек».
Несмотря на то, что в большинстве ведущих стран мира ставку делают на развитие альтернативных источников энергии, отечественные эксперты к использованию ветра и солнца относятся скептически. Во-первых, это достаточно дорогое удовольствие, а во-вторых, внедрение и окупаемость могут растянуться на десятилетия. По мнению президента Союза инженеров-энергетиков, «для того чтобы ввести солнечные батареи, сегодня нужно капитальных вложений в 3-4 раза больше, чем в традиционные источники, а срок окупаемости этих альтернативных источников значительно больше, чем срок окупаемости обычных».
Противоположное мнение у российских экспертов. Они уверены, что ставку надо делать именно на альтернативные источники. Первичную экономию можно обеспечить и традиционным методом выработки света и тепла, а вот на перспективу - работать с ветряными и солнечными установками. Если полностью заменить традиционную энергию альтернативные источники не в состоянии, то восполнить на 40% они смогут. Например, в Германии на свободных местах, где нет жилых застроек и каких-то промышленных объектов и где серьезная ветряная нагрузка, в течение года есть целые кварталы ветряных электростанций. «В Казахстане тоже есть очень серьезный источник пополнения электроэнергетического дефицита республики, но здесь весьма высока доля первичного капиталовложения», - говорит Олег Заварзин, специалист по энергетике.
Например, только для обеспечения одного частного дома ветряной энергией минимальные затраты составят $25 тыс. Но в дальнейшем платить за энергию не придется. Тариф же на электроэнергию, по прогнозам специалистов, будет расти. Как считает г-н Трофимов, сегодня цены на энергетические ресурсы занижены. «Во-первых, мы входим в мировое сообщество, а цены на энергию в западных странах гораздо выше; во-вторых, средства, выделяемые государством энергоснабжающим организациям, недостаточны для модернизации и ремонта оборудования, поэтому восполнять придется за счет повышения тарифа», - отмечает он.
Однако, как считают аналитики, дефицит в энергетической отрасли можно было предотвратить, систематически проводя ремонт и модернизацию оборудования. В течение 15 лет оборудование практически не обновлялось, сообщает Герман Трофимов.
Сейчас Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК разрабатывается законопроект, который, по мнению специалистов, поможет снизить дефицит. Планируется, что в силу документ вступит в первой декаде 2009 года.