Сухой порт Казахстана по направлению «Восток-Запад»
АВТОР

28.08.2008 • 22:33 1708

Сухой порт Казахстана по направлению «Восток-Запад»

Хоргос – проект для казахстанских инвесторов

Вчера в индустриально-логистическом центре «DAMU-Almaty» состоялось подписание Меморандума о взаимном сотрудничестве между группой компаний «Amanat Invest Group» и АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» о совместном развитии индустриальной, автотранспортной, железнодорожной инфраструктуры Центра, организации транспортно-логистического и терминального обслуживания импортно-экспортных и транзитных грузопотоков через МЦПС «Хоргос».

Создание «Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» изначально является инициативой Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. А реализация данного проекта станет одной из ступеней в претворении в жизнь Послания РК народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года и Стратегии территориального развития Казахстана до 2015 года.

«В рамках меморандума мы предполагаем получение определенной территории, на которой разместим ряд промышленных площадок, инфраструктуру по железной дороге, электричеству и терминальной обработке», - говорит Сакен Тойлыбаев, президент Amanat Invest Group. 

Являясь крупным транспортно-логистическим узлом международного значения, пункт перехода Хоргос может функционировать в перспективе как сухой порт по направлению «Восток-Запад» и как крупный транспортно-логистический и промышленный центр международного значения. 

Учитывая важность и актуальность проекта, мы поговорили с президентом АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» Нурланом Сейдали.

- Расскажите, пожалуйста, об основных целях и задачах проекта. 

- Сразу скажу, что это масштабный проект. Среди основных целей можно назвать формирование условий для повышения конкурентоспособности нашей экономики в целом до роста несырьевых секторов, в частности. При этом учитываются такие факторы, как гармоничное территориальное и геоэкономическое развитие.

Помимо этого, успешная реализация проекта центра приграничного сотрудничества будет способствовать построению эффективной транспортной инфраструктуры и интеграции казахстанского транспортного комплекса в евразийскую транспортную систему.

Это, в свою очередь, позволит обеспечить достойное место республики в системе мирового хозяйствования и международной торговли путем развития приграничных торгово-экономических отношений, въездного туризма и транзитного потенциала Казахстана.

- В чем заключается экономическая выгода проекта для страны? Поможет ли он более эффективно использовать транзитный потенциал республики?

- Республика Казахстан, несмотря на богатство недр, развивающееся промышленное и сельскохозяйственное производство, уникальное географическое положение между Европой и Азией, не имеет прямого доступа к континентальным рынкам. Главной причиной является отсутствие у Казахстана выхода к морским транспортным коридорам, поэтому мы вынуждены использовать сухопутные транспортные коридоры, проходящие через территорию соседних стран. В то же время Казахстан, имея общие границы с такими экономическими державами, как Китай и Россия, может предоставлять свои транспортные коридоры для перевозки грузов в Западную Европу, Среднюю Азию, Закавказье, Иран (морским путем по Каспийскому морю) и обратно. Этот фактор необходимо учитывать для оценки возможности участия Казахстана в процессе формирования грузопотоков, имеющих как экспортно-импортный, так и транзитный характер.

Казахстан имеет значительный потенциал для включения в систему международной торговли и международного транспортно-логистического бизнеса. Интенсивно развивающаяся приграничная зона свободной торговли (ЗСТ) китайского города-порта Хоргос является одним из самых значительных проектов в Центральной Азии, так как формирует условия для развития транзитного потенциала Республики Казахстан и Алматинской области, реализуя возможности для развития транзита по направлению «Восток-Запад».

Создание Центра будет способствовать интенсивному развитию экономики в Алматинской области, развитию и совершенствованию транспортной, инженерной и туристической инфраструктуры, увеличению грузооборота, появлению новых мест приложения труда, повышению жизненного уровня проживающего населения. Льготные условия перемещения на территории Центра товаров, финансов, технологий, информации создадут благоприятный климат для привлечения инвестиций.

То есть основными социальными и экономическими преимуществами создания Центра в регионе являются: упрощенный режим перемещений через границу; увеличение объемов экспорта и импорта товаров; создание Центра будет способствовать экономическому сотрудничеству Алматинской области и Синьцзян-Уйгурского автономного района (КНР), стимулировать рост экономики в Алматинской области, конкретно в Панфиловском районе; повышение жизненного уровня населения прилегающих регионов.

- Как это отразится на структуре товарооборота Казахстана с Китаем? 

- Решению о создании Центра предшествовала многомесячная исследовательская работа различных государственных органов, в том числе Министерства индустрии и торговли РК, акимата Алматинской области, а также ряда консалтинговых и инвестиционных компаний. Совокупные результаты этих исследований в случае своевременного введения Центра в строй приблизительно такие: ожидается увеличение объемов товарооборота через зону Хоргос к 2016 году за счет ускорения и упрощения процедуры оформления товаров более чем в 2 раза, до 720 тыс. тонн; рост экспортного потенциала зоны Хоргос примерно в 3 раза на сумму порядка $820 млн.; обеспечение ускорения темпов развития экономики региона на 1-1,5% в год; налоговые поступления в бюджет в объеме около 355,5 млрд. тенге.

- Какие инвестиции предполагаются для реализации проекта?

- Общая стоимость реализации инвестиционного проекта, включая проектирование и строительство объектов, вспомогательную инженерную инфраструктуру, составляет 385 658,52 млн. тенге. За счет средств республиканского бюджета на строительство объектов внутренней и внешней инженерной инфраструктуры Центра необходимо привлечь 73 728,14 млн. тенге в рамках отдельной бюджетной программы, что составляет 19,1% от общей стоимости инвестиционного проекта. Указанную сумму планируется освоить поэтапно до 2016 года. 

Для проектирования и строительства функциональных зон (объектов) административно-деловой территории Центра намечено привлечь порядка 311 930,06 млн. тенге частных инвестиций, что составляет 80,9% от общей стоимости проекта. Таким образом, на 1 тенге средств из республиканского бюджета планируется привлечь более 4-х тенге частных инвестиций.

Хотелось бы отметить, что мы открыты для любых предложений со стороны заинтересованных лиц как отечественных, так и иностранных. Естественно, приоритет в первую очередь будет отдаваться казахстанским инвесторам.

- Каковы сроки реализации проекта?

- Создание Центра будет проводиться в несколько этапов. Во-первых, это подготовительный этап (2005 - 2010 гг.), который предполагает строительство внутренней и внешней инженерной инфраструктуры Центра – 2006 - 2016 гг., а также перспективное развитие инфраструктуры Центра – 2010 - 2018 гг. Во-вторых, инвестиционный этап (2006 – 2018 гг.), подразумевающий с 2012 года завершение строительства объектов первой очереди и до 2018 года поэтапный ввод в эксплуатацию последующих объектов Центра. И, в-третьих, основной этап, когда с 2018 года начнется полномасштабное функционирование Центра.

В настоящее время нами ведутся работы по созданию внешней и внутренней инфраструктуры Центра, обеспечению инженерной защиты территории, а также активно ведется работа по привлечению инвесторов к освоению казахстанской части Центра.

Начиная с 2012 года, планируется закончить строительство объектов Центра первой очереди: это внутренняя и основная часть внешней инженерной инфраструктуры, а также поэтапное завершение строительства объектов, финансируемых за счет частных инвестиций.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

торговля Хоргос транзит

28.08.2008 • 22:33 1708

Поделиться
Сухой порт Казахстана по направлению «Восток-Запад»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus