Планы Казахстана и Азербайджана под вопросом?
АВТОР

28.08.2008 • 22:19 1056

Планы Казахстана и Азербайджана под вопросом?

Нефтепровод БТД возобновил работу

Нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД), поврежденный в результате взрыва на турецком участке, в минувший вторник начал работать в обычном режиме. Об этом сообщил представитель британской компании BP PLC Тоби Одон.

Также в этот день началась перегрузка нефти в танкеры из трубопровода БТД в турецком порту Джейхана. «Первый танкер войдет в док и начнет загружаться после полуночи», - данное заявление представителя BP Plc в Стамбуле Мурата Лекомпте прозвучало еще в понедельник. При этом ранее уже сообщалось, что загрузка началась, однако г-н Лекомпте опроверг данную информацию.

Он отметил, что на заполнение первого танкера, в зависимости от его размера, может уйти до 15 часов. При этом прокачка нефти по трубопроводу с целью заполнения нефтехранилищ в Джейхане происходила в течение всех выходных.

Вместимость данных нефтехранилищ оценивается в 7 млн. баррелей, и на их заполнение потребуется, как минимум, неделя при условии функционирования трубопровода в полную силу.

Ранее представитель Botas International Ltd. Хусейн Сагир (Botas является турецким партнером BP) заявлял, что трубопровод работает примерно на 70% от расчетной мощности, транспортируя около 700 тыс. баррелей в сутки. По его словам, компания «проводила общую проверку трубопровода». В результате чего объемы прокачки нефти через трубопровод увеличивались.

Напомним, 21 августа 2008 года по нефтепроводу Баку – Тбилиси - Джейхан была возобновлена транспортировка азербайджанской нефти. Первая азербайджанская нефть поступила в порт Джейхан 20 августа 2008 года, и началось ее заполнение в резервуары на терминале. Оператор нефтепровода БТД (трубопроводная компания BTC Co.) 20 августа провел тестирование участка в Турции. В ходе тестирования нефтепровода через отремонтированный участок были прокачаны небольшие объемы нефти, передает «РБК daily».

Нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан был остановлен 6 августа 2008 года из-за взрыва на турецком участке. Турецкие СМИ сообщали, что ответственность за взрыв на нефтепроводе, после которого последовал пожар, взяла на себя курдская террористическая организация. 

Из-за взрыва BP, которая является оператором Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), снизила объемы добычи нефти в Азербайджане и начала поиск альтернативных путей для экспорта азербайджанской нефти, добываемой на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли. 

Компания перенаправляла нефть, в частности, в грузинский порт Супса. Причем BP и ее партнеры по нефтепроводу BTC также объявили форс-мажор в отношении поставок нефти по нему, освобождая себя тем самым от обязательств по контрактам. ВР сообщила, что экспорт нефти, добываемой на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли, осуществлялся из-за взрыва на BTC по альтернативным маршрутам - нефтепроводам Баку - Супса и Баку - Новороссийск, а также по железной дороге в грузинский порт Батуми. Все точки доставки находятся на побережье Черного моря. Однако из-за грузино-югоосетинского конфликта 12 августа текущего года ВР приостановила работу нефтепровода Баку - Супса, проходящего по территории Азербайджана и Грузии до черноморского терминала Супса. Такой шаг был мотивирован интересами безопасности, поясняла компания. Мощность данного трубопровода составляет 150 тыс. баррелей в сутки. 

Позднее Азербайджан приостановил экспорт нефти через порты на западе Грузии, после того, как взрывом 16 августа 2008 года был поврежден ключевой железнодорожный мост, связывавший восточную и западную части страны и ведущий в порты на Черном море.

Между Поти и Супсой находится Кулеви - принадлежащий Азербайджану терминал, где на танкеры сливается азербайджанская и казахстанская нефть, доставленная туда из Баку по железной дороге. По сообщению ВВС, у Азербайджана и Казахстана были масштабные планы по увеличению нефтяных железнодорожных перевозок, трубопроводов и терминалов в Грузии - как в Кулеви, так и в Батуми, порту на юго-западе Грузии. Теперь же эти планы могут оказаться под вопросом. 

Между тем, Казахстан не намерен выходить из проекта Баку – Тбилиси - Джейхан, заявил официальный представитель МИД РК Ержан Ашикбаев агентству «Интерфакс-Казахстан».

«Для того чтобы Казахстан вышел из БТД, необходимо каким-то образом денонсировать, то есть прекратить действие соглашения, в том числе и по присоединению Казахстана к БТД», - заключил он.


Справка. Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, в Турции - 1076 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн. тонн нефти в год. Владельцами трубопровода являются: BP (30,1% долевого участия - оператор), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal) (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Нess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%).

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

нефть БТД нефтепроводы

28.08.2008 • 22:19 1056

Поделиться
Планы Казахстана и Азербайджана под вопросом?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus