USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.27$
BTC
64605.90$

11 млрд. тенге из кармана учителя

Педагогика в Казахстане остается альтруистичнойГосударству, а соответственно, налогоплательщикам образование детей в сельских шк...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Педагогика в Казахстане остается альтруистичной

Государству, а соответственно, налогоплательщикам образование детей в сельских школах обходится в три с половиной раза дороже, чем в городских. Такой результат показал мониторинг, проведенный в сельских и малокомплектных школах исследовательским центром «Сандж» и независимыми экспертами при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.

Исследование проводилось в рамках проекта «Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения детей из сельских школ РК».

Как справедливо заметил Жанибек Хасан, менеджер программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда Сорос-Казахстан, данный показатель совершенно не говорит о том, что надо закрывать сельские школы по одной простой причине - доступ к образованию должны иметь школьники по всей стране, в том числе и в отдаленных, малонаселенных районах.

«Вопрос заключается в том, насколько целесообразно эти значительные средства расходуются на селе. На пути к конкурентоспособной системе среднего образования в Казахстане бюджет отрасли должен формироваться и расходоваться целенаправленно и открыто для родителей, учителей и всего населения», - пояснил он.

Вместе с тем, по данным отчета, 11 млрд. тенге или 4% от бюджета среднего образования сельские педагоги платят на служебные нужды из своего кармана. Из-за недофинансирования школы вынуждены восполнять дефицит из собственных средств, чтобы обеспечить качественный учебный процесс. В малокомплектных школах при низком количестве учителей финансовые расходы педагогов очень высоки - в крупных сельских школах они составляют 6,3 млрд. тенге. 

«Это происходит потому, что бюджеты сельских школ не детализированы и не предусматривают всех необходимых расходов, - комментирует Жанибек Хасан. - Сельские школы, и особенно малокомплектные (МКШ), испытывают системные трудности, которые происходят от закрытости бюджета и неясности механизмов его формирования для населения». 

Как отмечает менеджер программы, ни один из директоров не смог объяснить, на основании чего рассчитывается и выделяется бюджет школы. Многие проблемы были бы решены, если бы распределение бюджета сельских школ происходило более прозрачно и формировалось на местном уровне. «Дефицит прозрачности порождает дефицит бюджета», - подчеркивает г-н Хасан.

Кроме того, усугубляет положение и тот факт, что на селе наблюдается отток молодых специалистов в город, и происходит старение педагогических кадров.

«Стаж 42% опрошенных учителей сельских школ и МКШ составляет 20-30 лет, и только 17% работают в школе менее 10 лет, - поясняет Жанар Джандосова, руководитель исследовательского центра «Сандж». – Также в ходе исследования выяснилось, что сельские учителя получают в среднем 30 тысяч тенге, однако большая часть работы учителей не оплачивается из-за выполнения недолжностной работы. В целом недополучение оплаты на каждого сельского учителя в год оценивается на уровне 62 500 тенге в год». Эксперт пояснила, что в эту сумму входят затраты на хозяйственные нужды, такие как прорыв водопровода, чистка засоренных труб, замена смесителей и т.д. 

Большинство МКШ в Казахстане расположены в помещениях, которые лишены необходимой инфраструктуры, плохо отапливаются, не имеют нормальных условий для занятий спортом. Приспособленные здания находятся в помещениях барачного типа, часто это бывшие лагеря труда и отдыха студентов, в которых не хватает кабинетов, нет нормальной мебели. 

Более трети МКШ находятся в аварийном состоянии, а 82% требуют немедленного капитального ремонта. 80% респондентов-директоров, родителей МКШ указали на низкую температуру в зданиях школы зимой. Проблемы с отоплением в сельских школах и МКШ связаны с низким качеством топлива - на это указывают 87% респондентов сельских школ. Топливо закупается на тендерной основе, когда предпочтение отдается низкой цене. Но уровень теплоотдачи такого топлива никто не учитывает.

Результаты исследования будут направлены в Министерство образования и науки РК, а также в местные органы управления образованием.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.