Педагогика в Казахстане остается альтруистичной
Государству, а соответственно, налогоплательщикам образование детей в сельских школах обходится в три с половиной раза дороже, чем в городских. Такой результат показал мониторинг, проведенный в сельских и малокомплектных школах исследовательским центром «Сандж» и независимыми экспертами при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Исследование проводилось в рамках проекта «Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения детей из сельских школ РК».
Как справедливо заметил Жанибек Хасан, менеджер программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда Сорос-Казахстан, данный показатель совершенно не говорит о том, что надо закрывать сельские школы по одной простой причине - доступ к образованию должны иметь школьники по всей стране, в том числе и в отдаленных, малонаселенных районах.
«Вопрос заключается в том, насколько целесообразно эти значительные средства расходуются на селе. На пути к конкурентоспособной системе среднего образования в Казахстане бюджет отрасли должен формироваться и расходоваться целенаправленно и открыто для родителей, учителей и всего населения», - пояснил он.
Вместе с тем, по данным отчета, 11 млрд. тенге или 4% от бюджета среднего образования сельские педагоги платят на служебные нужды из своего кармана. Из-за недофинансирования школы вынуждены восполнять дефицит из собственных средств, чтобы обеспечить качественный учебный процесс. В малокомплектных школах при низком количестве учителей финансовые расходы педагогов очень высоки - в крупных сельских школах они составляют 6,3 млрд. тенге.
«Это происходит потому, что бюджеты сельских школ не детализированы и не предусматривают всех необходимых расходов, - комментирует Жанибек Хасан. - Сельские школы, и особенно малокомплектные (МКШ), испытывают системные трудности, которые происходят от закрытости бюджета и неясности механизмов его формирования для населения».
Как отмечает менеджер программы, ни один из директоров не смог объяснить, на основании чего рассчитывается и выделяется бюджет школы. Многие проблемы были бы решены, если бы распределение бюджета сельских школ происходило более прозрачно и формировалось на местном уровне. «Дефицит прозрачности порождает дефицит бюджета», - подчеркивает г-н Хасан.
Кроме того, усугубляет положение и тот факт, что на селе наблюдается отток молодых специалистов в город, и происходит старение педагогических кадров.
«Стаж 42% опрошенных учителей сельских школ и МКШ составляет 20-30 лет, и только 17% работают в школе менее 10 лет, - поясняет Жанар Джандосова, руководитель исследовательского центра «Сандж». – Также в ходе исследования выяснилось, что сельские учителя получают в среднем 30 тысяч тенге, однако большая часть работы учителей не оплачивается из-за выполнения недолжностной работы. В целом недополучение оплаты на каждого сельского учителя в год оценивается на уровне 62 500 тенге в год». Эксперт пояснила, что в эту сумму входят затраты на хозяйственные нужды, такие как прорыв водопровода, чистка засоренных труб, замена смесителей и т.д.
Большинство МКШ в Казахстане расположены в помещениях, которые лишены необходимой инфраструктуры, плохо отапливаются, не имеют нормальных условий для занятий спортом. Приспособленные здания находятся в помещениях барачного типа, часто это бывшие лагеря труда и отдыха студентов, в которых не хватает кабинетов, нет нормальной мебели.
Более трети МКШ находятся в аварийном состоянии, а 82% требуют немедленного капитального ремонта. 80% респондентов-директоров, родителей МКШ указали на низкую температуру в зданиях школы зимой. Проблемы с отоплением в сельских школах и МКШ связаны с низким качеством топлива - на это указывают 87% респондентов сельских школ. Топливо закупается на тендерной основе, когда предпочтение отдается низкой цене. Но уровень теплоотдачи такого топлива никто не учитывает.
Результаты исследования будут направлены в Министерство образования и науки РК, а также в местные органы управления образованием.