Государство намерено взять его под свой контроль
Мажилис приступил к рассмотрению проекта закона «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива». Депутаты без восторга приняли проект закона - идея не нова и в ряде государств от нее вообще отказались.
«Биотопливо для развитых стран - давно прошедший этап, они от этого отказались. И я не знаю, почему Министерство сельского хозяйства в период, когда везде идет продовольственный кризис, выходит с таким предложением», - недоумевает депутат Серик Темирбулатов. Некоторые мажилисмены высказали сомнение в конкурентоспособности биотоплива «в ценовом сегменте», поскольку, согласно данным Минсельхоза, литр бензина, смешанного с биоэтанолом, стоит 105 тенге, тогда как стоимость обычного бензина – 115 тенге.
«Какие-нибудь расчеты у вас есть? А сравнительный анализ? Судя по тому, как вы нам рассказали - такие заводы нам не нужны», - категорично высказались народные избранники. И расчеты, и сравнительные анализы, и даже два действующих завода по производству биоэтанола - в Жамбылской и Северо-Казахстанской областях уже есть. Есть даже Казахстанская биотопливная ассоциация.
Что касается внутренних потребностей, по словам директора департамента перерабатывающей промышленности этого же министерства Айны Кусаиновой, при 5-процентном содержании минерального топлива Казахстану нужно 100 тысяч тонн биоэтанола и около 150 тысяч тонн биодизеля в год. Причем, сырьевая база Казахстана имеет огромный потенциал и позволяет войти в четверку мировых производителей биотоплива после Бразилии, США и Китая. Более того, как она считает, производство биоэтанола становится конкурентоспособным по цене и выгодным для производителя, если учесть, что при его производстве существуют сопутствующие продукты. «В частности, речь идет о производстве клейковины, кормов, и в случае с производством биодизеля на выходе получается ряд кормовых добавок, необходимых для животноводства», - уточнила г-жа Кусаинова.
- Суть предлагаемого законопроекта заключается в том, что государство, намереваясь поменять свою политику в отношении биотоплива, решило всячески способствовать развитию новой отрасли промышленности. Выполнить поставленную задачу и призван специальный закон, который мы сегодня представляем на суд депутатов, - пояснила она.
Главная задача нового документа – при изобилии сельхозсырья не допустить его массовой перегонки на горючее. А потому законом запрещается без разрешения государства строить заводы по выпуску биоэтанола и биодизеля. Государство будет определять и мощности этих заводов, установит квоты на пищевое сырье, которое можно перерабатывать на биотопливо. И данные квоты будут пересматриваться раз в полгода, что, по мнению депутатов, очень важно.
Впрочем, серьезного повода для беспокойства и угрозы продовольственной безопасности страны после принятия закона о регулировании производства биотоплива, видимо, не будет, - считают специалисты. Как не будет и огромного количества желающих заняться новым видом производства, потому что в Казахстане это станет рискованным бизнесом, если не будет каким-то образом регулироваться законом. Опасаясь дефицита продовольствия, правительство в любое время сможет прекратить поставки сырья и остановить производство.
И еще – об абсолютной экологичности топлива говорить пока не приходится, ведь для начала биотопливо будут просто добавлять в обычный бензин по минимуму. А чтобы биодобавки сделали бензин гораздо дешевле, необходимы значительные льготы, субсидии, чтобы для начала сделать производство хотя бы рентабельным, а уж потом и прибыльным... Однако в новом Налоговом кодексе, над которым сейчас как раз и работают депутаты, ничего и близкого к тому нет.