и снизил прогноз роста ВВП Казахстана в 2008 году до 4,5%
Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз роста ВВП Казахстана в 2008 году до 4,5% с ранее прогнозировавшихся 5%.
«Мы прогнозируем темпы роста реального ВВП на уровне 4,5% в текущем году и 5,3% в 2009 году», - указывается в заключительном заявлении миссии МВФ 2008 года. Ранее МВФ прогнозировал рост ВВП республики на уровне 5% в 2008 году и 6% - в 2009 году.
По мнению экспертов Международного фонда, темпы роста реального ВВП Казахстана сохранятся на относительно невысоком уровне в ближайшей перспективе ввиду сложившихся условий на мировых рынках.
При усилении признаков замедления темпов роста мировой экономики и значительной напряженности, возникающей в финансовом секторе США, мировые курсы акций весьма неустойчивы, увеличились спрэды по кредитам, а цены на нефть и сырьевые товары снизились по сравнению с их наивысшими значениями на середину года.
При этом эксперты миссии МВФ отмечают, что «несмотря на то, что прямое воздействие мировых финансовых потрясений на Казахстан оказалось гораздо более ограниченным, чем в августе-сентябре 2007 года (на этот раз влияние на межбанковские процентные ставки и валютный курс оказалось незначительным), спрэды по суверенным свопам кредитного дефолта и банковским облигациям увеличились, и произошло резкое падение казахстанского фондового рынка».
«При сложившихся на рынке условиях банки будут более ограничены в возможностях замещения внешних заимствований с наступающим сроком погашения, что означает продолжение уменьшения реальных темпов роста кредита, а снижение цен на нефть ослабит главную опору экономики, существовавшую в первой половине 2008 года», - также указывается в заявлении.
Между тем, констатируют эксперты миссии, Казахстан обладает значительными финансовыми ресурсами, «на которые он может опереться, чтобы выдержать сложившуюся ситуацию, и среднесрочные экономические перспективы остаются благоприятными».
Так, указывается в заявлении, золотовалютные резервы страны, включая резервы Национального банка и активы Нефтяного фонда, на конец сентября достигли $48 млрд., что намного выше их уровня на середину 2007 года.
«Сальдо счета текущих операций существенно укрепилось в текущем году, в последующие годы ожидается значительное увеличение добычи нефти», - говорится в заявлении.
Кроме того, Международный валютный фонд порадовался проекту нового Налогового кодекса Казахстана.
По данным МВФ, «предлагаемые в рамках Налогового кодекса реформы в отношении несырьевого сектора - заслуживающий одобрения шаг, способствующий повышению конкурентоспособности в данном секторе и достижению поставленной правительством цели по диверсификации экономики».
«Эти предложения направлены на расширение налоговой базы, снижение ставок большинства налогов и доведение ставок в корпоративном секторе до уровней, сопоставимых со ставками, применяемыми ключевыми торговыми партнерами Казахстана. В секторе недропользования важно, чтобы эти реформы обеспечили баланс между стремлением правительства получить больше доходов и содействием инвестициям, а также созданием производственных стимулов для данного сектора», - указывается в документе.
Между тем, МВФ рекомендовал Правительству Республики Казахстан воздержаться от введения любых ограничений на экспорт продовольствия и топлива.
Решение правительства не возобновлять запрет на экспорт зерна, действовавший до 1 сентября, заслуживает полного одобрения. Миссия настоятельно рекомендует правительству отменить оставшиеся ограничения на экспорт продовольствия и топлива и воздерживаться от введения любых пошлин на экспорт зерна.
По данным МВФ, для смягчения воздействия по-прежнему высоких цен на продовольствие и на энергоносители можно было бы рассмотреть вопрос о введении адресных временных программ помощи уязвимым социальным группам. Такие программы были успешно реализованы в ряде стран.
Оценил МВФ и создание в Казахстане Фонда стрессовых активов для управления частью неблагополучных активов банковского сектора. Это может стать полезным инструментом, способствующим преодолению существующих трудностей в данном секторе.
Как отмечают члены миссии МВФ, «для обеспечения эффективности работы создаваемого фонда важно, чтобы изначально были четко определены цели фонда, и чтобы он стал частью широкого пакета мер по укреплению балансов банков, включая, в случае необходимости, привлечение акционерами банка дополнительного капитала».
«ФСА не должен использоваться как средство предоставления банкам краткосрочной ликвидности - эту функцию следует сохранить за Национальным банком», - подчеркивается в заявлении.
Как отмечает миссия МВФ, «опыт других стран в отношении таких фондов свидетельствует о том, что для обеспечения наивысшей эффективности ФСА он должен функционировать на коммерческой основе, а не ставить целью субсидирование банков».
«Это означает приобретение активов по цене, близкой к оценочной рыночной стоимости, а не по балансовой стоимости. При этом банку, реализующему актив, может быть предложена доля любой прибыли, полученной от его конечной продажи», - указывается в заключении.
Кроме того, в документе подчеркивается, что «этот фонд должен быть прозрачным и подотчетным, при его создании необходимо четко установить сроки завершения его деятельности, чтобы обеспечить создание надлежащих стимулов для оперативного урегулирования ситуации с приобретаемыми им неблагополучными активами».
Рекомендуется также, «чтобы этот фонд был укомплектован специалистами в области управления и реструктуризации неблагополучных активов и был свободен от политического вмешательства».
«Для поддержки эффективного функционирования ФСА также необходимо рассмотреть вопрос о других сопутствующих реформах, в том числе о Законе о банкротстве», - говорится в заключении.