Льготы для сельхозпроизводителей закончились
АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» завершило поставки дизельного топлива казахстанским сельхозпроизводителям по льготным ценам во исполнение принятых ранее социальных обязательств, сообщает информационное агентство «Казахстан сегодня». Как отмечается компанией, согласно графику поставок дизельного топлива на уборочные работы, бесперебойными поставками нефтепродуктов были обеспечены: Актюбинская область - 15966,596 тонн, Западно-Казахстанская область - 12933,384 тонн, Кызылординская область - 14774,183 тонн, а также такие важнейшие ключевые зерносеющие регионы, как Костанайская - 57760,142 тонн и Акмолинская - 18861,126 тонн области.
Как подчеркнул главный научный сотрудник Института экономических исследований Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук Олег Егоров, вмешательство государства в вопрос регулирования цен на дизельное топливо для сельхозпроизводителей является положительным фактором. «Одно время государственные органы полностью отказались от какого-либо вмешательства в рыночные процессы, что было абсолютно неверным. Монополисты стали загибать заоблачные цены на нефтепродукты, это привело к тому, что в Казахстане, стране, имеющей собственные источники углеводородов, бензин стоит около $1, когда, например, в США, которые импортируют нефть для этих целей, бензин стоит в пределах 60-70 центов», - говорит аналитик. По мнению г-на Егорова, поставки дизельного топлива по льготным ценам должны очень хорошо отразиться на работе предприятий аграрного сектора, ведь в структуре себестоимости их продукции топливо имеет довольно высокую долю. Следует отметить, что сельхозпроизводители неоднократно выступали с жалобами о том, что в преддверии уборочных работ у них нет возможности получить ГСМ по доступным ценам.
Директор департамента реализации нефтепродуктов АО «ТД «КазМунайГаз» Кадырхан Утесинов утверждает, что в текущем году компания поставила для нужд сельского хозяйства дизельного топлива на 11000 тонн больше, чем в прошлом. По его словам, при совокупной ежемесячной потребности сельхозпроизводителей в 130 тыс. тонн, около трети необходимых поставок дизеля, почти 40000 тонн каждый месяц, было обеспечено дочерней компанией АО «КазМунайГаз».
Олег Егоров утверждает, что ранее ситуация с поставками топлива сельхозпроизводителям была такова, что в период подготовки к сбору урожая казахстанские НПЗ становились на текущий плановый ремонт, что моментально повышало цены на ГСМ, и государство было бессильно хоть как-то отрегулировать сложившуюся ситуацию. В итоге предприятия аграрного сектора закупали дизельное топливо по высоким ценам. Сегодня благодаря действиям правительства через национальную компанию «КазМунайГаз» и ее дочерние предприятия стало возможным воздействовать на цену реализации топлива на сельскохозяйственные нужды. Кроме того, Олег Егоров уверен, что до минимума необходимо свести количество посредников и промежуточных звеньев, возникающих в ходе закупа сельхозпредприятиями топлива на уборочные работы. «В формировании цен на нефтепродукты отсутствует прозрачность. На монополистов нужно воздействовать, в силу того, что совершенно не ясно, какова прибыль самого завода, какова прибыль промежуточных звеньев, и, наконец, какова прибыль АЗС», - подчеркивает г-н Егоров. По его мнению, прямой диалог между производителями и потребителями ГСМ – наиболее приемлемая схема в сельскохозяйственной отрасли.
Как пишет источник, за прошедший период всего на период уборочных работ с Атырауского нефтеперерабатывающего завода для нужд сельхозпроизводителей было отгружено 120 295 тонн дизельного топлива по льготной цене. Кроме того, также осуществляла поставки дизельного топлива по фиксированным ценам компаниям, занятым в сфере пассажирских перевозок, и коммунальным хозяйствам Астаны и Алматы, АО «Казахстан темир жолы», АО «Казавтодор» и другим крупным потребителям.