USD
530.12₸
+0.470
EUR
546.08₸
+1.440
RUB
5.17₸
+0.010
BRENT
80.79$
BTC
102806.00$
-1697.000

Китайская экспансия

Поднебесная не только захватывает внешние рынки, но и развивает ихИнвестиционная и предпринимательская активность китайских бизн...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Поднебесная не только захватывает внешние рынки, но и развивает их

Инвестиционная и предпринимательская активность китайских бизнесменов на рынке ряда стран, в том числе России и Казахстана, растет стремительными темпами. Такое мнение высказал «Капитал.kz» Александр Салицкий, доктор экономических наук ИМЭМО РАН. По его словам, дело в том, что гигантский инвестиционный комплекс КНР постепенно вырастает из национальных рамок. Страна располагает стремительно растущими финансовыми возможностями. «Достаточно заметить, что к концу нынешнего года валютные резервы Китая достигнут $2 трлн. Ясно, что «квасить» эти деньги было бы неразумно, к тому же в общем взгляде на экономику в Китае явно преобладает ее понимание как производства натуральных благ, а не только получение прибыли», - считает г-н Салицкий. Парадокс еще и в том, что социалистический Китай лучше других стран справляется с превращением денег в капитал, причем не фиктивный, а физический. Он также отметил, что экономическая экспансия этой страны за рубеж продиктована не только избытком капитала, но и стратегическими задачами дополнения народнохозяйственного комплекса недостающими элементами. Такой тип экспансии существенно отличается от того, который обычно применяется для западных корпораций и банков. Также заметно тяготение инвесторов из КНР к реальному сектору - в капиталовложениях намного выше удельный вес вновь создаваемых объектов. Учитывая высокую долю инфраструктурных объектов, можно сказать, что Поднебесная не только захватывает внешние рынки, но и развивает их.

Капиталовложения за рубежом быстро растут. К примеру, на конец прошлого года прямые инвестиции КНР, накопленные за рубежом, не считая Гонконга, достигли почти $120 млрд. В первой половине этого года объем прямых внешних инвестиций достиг $26 млрд., увеличившись в 2,3 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года. Объем выполненных китайскими компаниями подрядных работ за рубежом превысил $20 млрд., а это почти на треть больше чем за соответствующий период прошлого года. По вновь заключенным контрактам: их сумма намного превысила $40 млрд., прирост еще выше – 60%.

В последнее время многие западные компании стали отказываться от размещения производств в КНР в силу повышения расходов на производство. В этой связи, как полагают аналитики, может быть отмечено некоторое снижение экономического роста Китая. Одна из причин – отмена китайским правительством льгот для иностранных инвесторов. Однако не все согласны с таким мнением. По предварительным прогнозам, к концу 2008 года совокупный объем прямых иностранных инвестиций в КНР ожидается на уровне $80 млрд., увеличившись на 10% по сравнению с показателем предыдущего года. «Но даже эта весьма значительная величина не меняет того факта, что в настоящее время Китай меньше зависит от зарубежных инвестиций, чем в середине 90-х годов прошлого века. Основной объем капиталовложений в национальную экономику, а это почти 60% - приходится на государственные предприятия, преимущественно внутренние факторы определяют и темпы экономического роста», - объясняет доктор экономических наук ИМЭМО РАН. По его словам, льготы иностранным инвесторам отменялись в КНР постепенно, что вполне соответствует духу ВТО. Впрочем, сохранились льготы для высокотехнологичных производств. В этом году были сокращены или вовсе запрещены некоторые виды толлинговой торговли или, говоря по-китайски, «торговли добавленной обработкой», что привело к заметному снижению доли предприятий с иностранным участием в экспорте: с 57 до 48%. Снижение темпов экономического роста прогнозировалось. Но пока, как говорят специалисты, его никак не назовешь драматическим: прирост ВВП с 11,9% в прошлом году снизился до 9,9% в третьем квартале 2008 года. Падение темпов прироста экспорта компенсируется снижением цен на импортное сырье и топливо. Другими словами, «мастерская мира» – в исправном состоянии, чего не скажешь о «мировой бухгалтерии».

Инвестиционное сотрудничество КНР со странами ЕврАзЭС, как полагают эксперты, находится еще на ранней стадии. Причин здесь несколько. Во-первых, Китай лишь относительно недавно достиг капиталоизбыточной фазы экономического развития, их корпорации только-только набрали достаточно сил и опыта. «Китайские инвесторы опоздали к «разделу пирога» в ЕврАзЭС, происходившему главным образом в последнем десятилетии прошлого века. Соответственно, их приходу противились и ранее окопавшиеся на этой территории зарубежные инвесторы, и постепенно матеревшие национальные деловые круги», - говорит Александр Салицкий. Во-вторых, весьма распространенное явление в ЕврАзЭС - некоторая синофобия, то есть подозрительность по поводу «желтой угрозы», нередко сознательно поддерживаемая средствами массовой информации. Нам в целом не хватает объективных знаний о Поднебесной, ее действительном потенциале – в том числе в научно-технической области. В-третьих, недостаточна и зрелость национального капитала в странах ЕврАзЭС, где, говоря в целом, еще далеко до капиталоизбыточной стадии роста. Не говоря уже о способности делать из денег физический капитал. Кроме того, менее благоприятными стали и условия входа на китайский рынок новых инвесторов из-за рубежа. По словам Александра Салицкого, «у нас слишком тонка китайская диаспора, которая в других регионах мира значительно облегчает приход инвесторов из КНР. Негативную роль играет и географическая удаленность от восточных районов Китая, где сосредоточен основной производственный потенциал этой страны».

Специалисты сходятся во мнении, что сегодня нужно очень внимательно следить за инвестиционными приоритетами Поднебесной: отраслевыми, технологическими, географическими. Также важны и сдвиги в структуре внутреннего спроса в этой стране. «Ежегодно на несколько миллионов человек увеличивается число китайцев, отправляющихся на отдых за рубеж. К их приему мы не очень-то готовы, и эту готовность можно повысить совместно с китайским бизнесом», - отмечает г-н Салицкий. С другой стороны, более высокими, чем в среднем по стране, темпами растут в последние годы инвестиции в западные и северо-восточные регионы Китая. Это – к нашей выгоде: растет и потенциал сотрудничества с ЕврАзЭС, в том числе в области транспорта. Китай, похоже, становится нетто-импортером сельскохозяйственной продукции – здесь, как представляется, сосредоточен огромный потенциал для взаимовыгодной кооперации. Лесное хозяйство, возобновляемые источники энергии, рачительное использование водных ресурсов – весьма перспективные направления. Поэтому «очень хотелось бы, чтобы в России и Казахстане нашли способы расширения эффекта сотрудничества в энергетической и сырьевой областях на более широкую гамму хозяйственных отношений».

Культура, искусство, спорт, городское устройство – не перечесть областей, где есть возможности для бурного роста. В то же время важнейшей и сложнейшей проблемой остается кооперация в сфере обрабатывающей промышленности – сфере, где ЕврАзЭС решительно проигрывает развитым странам по масштабам и глубине сотрудничества с КНР. «Выстоять в конкурентной борьбе с «мастерской мира», не имея с ней тесного сотрудничества, невозможно. К сожалению, эта мысль еще плохо осознается руководством наших стран. Бизнес понимает это лучше, но ему, повторю, еще не хватает опыта взаимодействия с китайцами», - считает московский эксперт.

Заглядывая в будущее взаимоотношений стран ЕврАзЭС с Китаем, специалисты надеются на то, что они станут инструментом действительной модернизации хозяйств членов Сообщества. «Причем здесь имеются в виду не только двусторонние и многосторонние связи. Не меньшее, а если не большее значение имеет анализ китайской экономической модели и заимствование ее лучших черт. Не став «немного китайцами», мы вряд ли сможем достичь успехов в модернизации», - резюмировал Александр Салицкий.

Что касается краткосрочной перспективы, как говорят аналитики, стоит заметить, что хозяйство КНР, по-видимому, лучше других перенесет тяготы кризиса. Дело в том, что финансовая система в этой стране – простая и весьма консервативная. На ее фоне открытость, к примеру, российской финансовой системы выглядит чрезмерной и рискованной. По словам доктора экономических наук ИМЭМО РАН, преждевременной представляется и либерализация движения капитала, осуществленная в России в 2006 году. Китай при куда более прочном положении на это не пошел.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.