Мотивы похищения Руслана Шаботоева
Шум по поводу таинственного исчезновения депутата подняла парламентская фракция социал-демократов. Пропавший депутат входил в эту группу. Шаботоев, по данным его коллег,пропал 30 сентября 2008 года. «В этот день поздно вечером его вызвали на улицу, и уже через 20 минут его сотовый телефон был отключен», - рассказал глава фракции Бактыбек Бешимов.
По некой случайности, фракция социал-демократов (СДПК) столкнулась не с первым таинственным исчезновением своих соратников. Так, незадолго с Шаботоевым без вести пропал близкий родственник другого члена СДПК – сын Жусупжана Жээнбекова. Депутат заявил, что его похитили неизвестные.
Розыском исчезнувших занялась милиция. Однако ее усилия не увенчались успехом. Силовикам удалось установить, что Шабатоева вызвали из дома неизвестные. Чуть позже машину депутата нашли у кафе, где он, как выяснилось, разговаривал с каким-то человеком.
С сыном Жээнбекова – Бактыяром Амиражановым оказалось сложнее. Милиция опросила людей, видевших его перед исчезновением, и даже создала предположительные фотороботы подозреваемых в похищении. На этом дело на некоторое время и остановилось. До тех пор, пока у одной из бишкекских школ через три недели после исчезновения Амиражанова не обнаружили его машину.
«Лексус RX300» пропавшего, по версии силовиков, был оставлен у школы похитителями. Автомобиль, как полагают в милиции, скорее всего, подбросили не случайно. Машина была тщательно вымыта, в ней не нашли никаких следов, отпечатков, каких-либо вещей или деталей, позволяющих выдвинуть какие-либо версии. Как предполагают сотрудники правоохранительных органов, иномарку поставили на видное место, чтобы привлечь внимание. По словам оперативников, «неизвестные похитители прекрасно понимали, что такую автомашину не спрячешь, не перегонишь, например, в Казахстан».
В оперативно-профилактических мероприятиях по розыску Амиражанова и депутата Шаботоева милиция задействовала свыше 1000 сотрудников. Они проверили более 20 тысяч домовладений в столице Кыргызстана и Чуйской области, 52 села, 38 гостиниц, более 100 пансионатов и коттеджей, 120 гаражей, 119 станций технического обслуживания и мастерских по ремонту автомототранспорта и более 100 подвальных помещений. Но на след так и не вышли. Официальных версий произошедшего также не появилось.
Тем временем расследование фактов исчезновений взял под свой контроль президент Бакиев. Глава государства потребовал усиления принимаемых комплексных мер, а также своевременно и регулярно информировать его о ходе данных расследований. А Жээнбеков намерился провести собственное расследование, привлекая отставных офицеров милиции. Отчаявшийся отец готов оплачивать услуги всех, кто откликнется из органов правопорядка и примет участие в поисках пропавших.
В парламенте, между тем, заявили, что в похищении депутата Шаботоева и Амиражанова нет политических мотивов. Как отметила депутат Лейла Сыдыкова, возглавляющая комитет Жогорку Кенеша по обороне, безопасности, правопорядку и судебно-правовой реформе: «Исчезновение обоих может быть связано с их коммерческой деятельностью. Особенно, в случае с Шаботоевым».
«Он имел долги и очень большие, - заявила Сыдыкова. - Шаботоев должен был кредиторам крупные суммы денег, поэтому все может быть… Но все версии должны быть проверены».
Тем не менее, версию о похищении этих людей с целью выкупа она назвала весьма маловероятной. «Если был бы такой мотив, то преступники, выкравшие их, давно бы заявили об этом, - подчеркнула Сыдыкова. - Но пока и подтверждающих это доказательств, по оперативно-розыскным данным, не собрано».
Родственники Шаботоева, тем временем, связывают его исчезновение с политической деятельностью. СДПК, напомним, считается оппозиционной партией. Впрочем, достаточно мягкой по отношению к правительству. Но эта тонкость в расчет уже не бралась. Родственники депутата решили провести акцию протеста. В городе Кант под Бишкеком они перекрыли дорогу, связывающую столицу с Иссыккульской областью. В акции участвовало, по разным данным, от 200 до 500 человек.
Впрочем, ни акции протеста, ни громкие заявления Социал-демократической партии Кыргызстана расследованию не поспособствовали. Куда исчезли депутат парламента и сын его коллеги, до сих пор остается неизвестно.