Настало лучшее время для формирования кредитных историй
Казахстанские банки в последнее время все чаще отказываются от кредитования через расчетно-кассовые отделения, больше уделяя внимание развитию револьверных или кредитных карт. Именно в данном процессе огромную роль должно сыграть кредитное бюро. Об этом «Капитал.kz» в минувший понедельник в Алматы рассказал Анвар Ахмедов, генеральный директор ТОО «Первое кредитное бюро» (ПКБ).
Еще одним значимым трендом, по словам г-на Ахмедова, стал тот факт, что банки стали активнее переманивать клиентов друг у друга.
Если кредитор оценивает заемщика, который ранее брал кредит на жилье, автомобиль или на потребительские нужды и выполнил свои обязательства в полной мере, банк будет стремиться предоставить этому клиенту более выгодные условия и процентные ставки по кредиту. Казалось бы, многие казахстанцы регулярно получают кредитные карточки по почте, но даже рассылая кредитные карты, банки проводят тщательный отбор кандидатов, которые могут стать клиентами и уже исходя из его кредитной истории, предлагают те или иные условия. Иначе говоря, лишь «отобранный» клиент может получить такую карту, причем, по словам г-на Ахмедова, чем лучше кредитная история, тем охотнее банк согласится на выдачу кредита.
Между тем, рассказал он, кредитное бюро не может разделять негативные или позитивные кредитные истории, бюро лишь предоставляет всю информацию по требованию кредитора. Для некоторых банков или кредитных организаций одна и та же информация может оцениваться как позитивная или негативная при принятии решения о выдаче займа. Очевидно одно, что вся информация поступает в банк, а уже выводы делает кредитный комитет.
Зачастую, по мнению Анвара Ахмедова, банки могут предлагать не только револьверные карты, но и кредит, например, на автомобиль на выгодных условиях. Здесь банки, исходя уже из своей стратегии, выбирают клиента и тот продукт, который могут ему предложить.
Сейчас, уверен г-н Ахмедов, банки часто отказывают клиентам в кредитах - из 100 заявок практически в 30-40% случаях клиенты получают отказ. В прошлом году это число составляло не более 25%. Безусловно, банки стали аккуратнее выдавать кредиты и изучать платежеспособность клиентов, которая, судя по данным «Первого кредитного бюро», находится на высоком уровне. В данный момент порядка 93% заемщиков своевременно и добросовестно платят по кредитам, причем, полагает г-н Ахмедов, в общей сумме кредитов эта сумма не изменится, несмотря на кризис. Гендиректор кредитного бюро уверен, что сейчас настал период для того, чтобы отсеять недобросовестных заемщиков, которым доступ к заемным средствам банков будет закрыт.
Наличие подобных бюро в мире, уточняет Аскар Уртембаев, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана, способствует тому, чтобы клиент заботился о своей кредитной истории. В мире банки экономят порядка 1 млрд. евро, выбирая клиентов лишь по кредитным историям. В некоторых странах, если бы не было кредитных бюро, займов населению, малому и среднему бизнесу выдавалось бы на 12% больше, что могло бы также увеличить долю невозвратов.
В целом, по словам г-на Ахмедова, на сегодняшний день системой «Кредитного бюро» охвачено более 90 организаций Казахстана, в числе которых банки второго уровня, ипотечные и микрокредитные организации, институты развития и ряд лизинговых компаний республики. В базе данных ПКБ насчитывается более 3 200 000 кредитных досье.