Поправки к Закону о госзакупках повысят прозрачность сделок
Новый Закон о государственных закупках станет важным механизмом поддержки малого и среднего бизнеса. Об этом в конце прошлой недели заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев. «Я поручил правительству при проведении государственных закупок отдавать предпочтение нашим товарам», - сказал г-н Назарбаев. Он также напомнил, что поправки в Закон о госзакупках «законодательно обязывают всех, прежде всего, пользоваться товарами внутри страны». По его словам, «этот закон будет гарантировать долгосрочный закуп продукции. Кроме того, он станет важным механизмом поддержки наших бизнесменов, но при этом по качеству отечественная продукция не должна отставать от своих конкурентов».
Как говорят специалисты, данные новшества существенно упростят процессы госзакупок и повысят их прозрачность. В беседе с «Капитал.kz» Светлана Савченко, президент ОФ «Национальная лига потребителей Казахстана», отметила, что «сегодня государственные закупки проходят непрозрачно». По ее словам, вся надежда на новые поправки к закону. «Они предполагают, что будут преференции казахстанским товаропроизводителям. То есть если 15% разница в цене, то этот госзаказ будет отдан отечественному товаропроизводителю. Это позволит проводить государственные закупки по более прозрачной схеме», - считает г-жа Савченко.
Напомним, основная цель закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О государственных закупках» - совершенствование законодательства в части их транспарентности и эффективности проведения. Изменения в первую очередь затронули ускорение перехода осуществления госзакупок различными способами с традиционной бумажной технологии на передовые методы с применением информационных систем и электронного документооборота. В частности, они включают в себя снятие ценового порогового значения для закупок товаров, работ, услуг способом запроса ценовых предложений, открытие выделенной для закупок цены, и обязательный переход такого способа на электронные закупки с 2010 года.
Как рассказала «Капитал.kz» Екатерина Никитинская, первый заместитель председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», успех этого предприятия полностью зависит от того, как оно будет реализовано, а правовые условия существовали давно. «Еще в 2005 году в Законе РК «О государственных закупках» присутствовала норма, что закуп может проходить электронным способом. Другое дело, что пока нет необходимого информационного и технического обеспечения реализации данной нормы. А вот насколько это быстро будет сделано, нужно узнать у уполномоченного органа», - считает г-жа Никитинская. По ее словам, если это будет хорошая программа, то, соответственно будет и более объективное отношение к поставщикам. «Но здесь одной системы электронных закупок мало. Все будет зависеть и от того, какие способы будут применяться при электронных закупках. Если, например, способом непрерывного встречного аукциона, как на электронных биржах делается, то тогда поможет. Тогда уже не будут смотреть, кто стоит за этой заявкой. Потому что при таком методе в первую очередь удовлетворяется та заявка, которая раньше поступила и где лучше ценовое предложение. Но если они будут использовать какие-то другие способы, то и электронная система закупок может не сработать», - объяснила Екатерина Никитинская.
Нововведения также коснулись снятия ограничений государственных закупок для госучреждений и предприятий социальной сферы, которые расположены в сельских населенных пунктах. По мнению разработчиков, такие изменения необходимы для исполнения установленных принципов закона и развития законодательства о государственных закупках. Анализ правоприменительной практики за истекший период действия Закона показал, что при составлении перечня возникают сложности по определению критериев отбора и по обоснованию отнесения того или иного государственного учреждения либо предприятия к социальной сфере, что создает условия для коррупции. Кроме того, применение информационных систем и электронного документооборота при осуществлении государственных закупок позволит таким субъектам без трудностей приобретать товары, работы и услуги.
По мнению первого заместителя председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», необходимо будет следить, каким образом будут осуществляться закупки в сельской местности. «Закон «О государственных закупках» не случайно родился. Он изначально был направлен на то, чтобы некоторые власть имущие меньше злоупотребляли своими полномочиями. К примеру, бюджеты выделяют деньги, а чиновник, который сидит на распределении данных средств, без труда может направить этот финансовый поток выгодному для себя предпринимателю», - пояснила г-жа Никитинская.
Из-под сферы регулирования Закона выводятся нацхолдинги, национальные компании, в том числе и управляющие, а также аффилиированные с ними юридические лица. Кроме того, Законом уточняется компетенция правительства и уполномоченного органа в сфере госзакупок, исключаются нормы, допускающие регулирование и его вмешательство по контролю в процесс осуществления госзакупок субъектами соответствующей системы. Документом дается определение понятию «организатор закупок».
Действующим Законом не было предусмотрено такого понятия. Между тем, согласно процедурам организации и проведения закупок, организатор закупок является субъектом, который имеет права, обязанности и несет соответствующую ответственность. «Сегодня можно наблюдать такую ситуацию, когда бюджетные деньги уходят в бесконтрольное плавание. И если сейчас уполномоченный орган не придумает какую-то другую форму контроля, то просто-напросто могут возникнуть проблемы. Ведь президент уже не один раз говорил, что огромные суммы выделяются на медицину, на научные разработки, а результатов так и нет. А выделяемые суммы – это деньги налогоплательщиков, и за ними надо следить. И кто-то должен нести за них ответственность», - полагает г-жа Никитинская.