USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.53$
-0.220
BTC
64113.30$
-492.600

Грузите апельсины бочками

Казахстану еще далеко до звания транзитной державыВ эпоху кризиса будет наблюдаться спад в сегменте транзитных грузоперевозок. Т...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Казахстану еще далеко до звания транзитной державы

В эпоху кризиса будет наблюдаться спад в сегменте транзитных грузоперевозок. Такое мнение выразил «Капитал.kz» Геннадий Шестаков, председатель совета Ассоциации таможенных брокеров РК. «В Европе потребность в китайских товарах упала, причем достаточно серьезно. Везде идет сокращение объемов, и грузоперевозки будут уменьшаться. Мы видим, что строительство уменьшилось практически на 70%, совокупный покупательский спрос также понизился на 40-50%. По всем грузам наблюдается снижение товарооборота на 30-40%», - объясняет г-н Шестаков.

В свою очередь Нигматжан Исингарин, председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, уверен, что в республике по итогам года ожидается рост транзитных грузоперевозок на 20%. По его словам, в Казахстане есть «потенциал и возможности, чтобы привлечь еще больше грузов». «В прошлом году транзит составил 13,7 млн. тонн. В 2008 году он увеличится на 20%, прибавив порядка 3 млн. тонн. Это огромный рост. Надо продолжать над этим работать», - подчеркнул эксперт. Он также отметил: «транзит нужно привлекать, особенно «Китай - Россия», но здесь необходимо создавать как технические, так и экономические условия».

Однако в Ассоциации таможенных брокеров считают такие прогнозы слишком оптимистичными. «Увеличение транзита на 20% - это нереально, я думаю, что в лучшем случае все останется на прежнем уровне», - полагает г-н Шестаков. По его мнению, говорить о том, что Казахстан транзитная держава, еще очень рано, поскольку в этой части пока ничего не сделано. «Мы еще не наладили того, что подписали в международной конвенции. У нас прохождение границы занимает очень много времени, а это один из сдерживающих факторов. Если говорить о железнодорожных перевозках на «Достыке», то сегодня там не очень хорошее положение как на железной дороге, так и на таможне. А это две структуры, которые должны заботиться о том, чтобы транзит увеличился», - считает специалист.

Противоположного мнения придерживается Гульнур Рахматуллина, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований. По ее словам, сегодня в Казахстане проводится большая работа по развитию транзитного потенциала. «Несмотря ни на какие кризисные явления, Казахстан продолжает проводить открытую внешнюю политику и также выступает за углубление интеграционного взаимодействия в странах ЕврАзЭС. В частности, Казахстан выступил инициатором по реализации проекта «Западный Китай – Западная Европа». На мой взгляд, реализация этого проекта будет способствовать увеличению транзитных перевозок через республику», - уверена г-жа Рахматуллина. Как говорит специалист, развитие транзитного потенциала - это один из приоритетов нашей экономической политики, особенно в период финансовой нестабильности. «Транзит - это дополнительные поступления в бюджет. Как показывает мировая практика, экономическое развитие государства во многом зависит от того, как эта страна использует свои транзитные возможности. Вот почему в условиях кризиса сегодня надо большое внимание уделять развитию транспортной инфраструктуры. Я думаю, что в перспективе развитие транзитного потенциала приведет к увеличению объема транзитных грузоперевозок, а также станет важным фактором экономического взаимодействия стран Евросоюза», - считает Гульнур Рахматуллина.

Следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС пока сохраняются существенные различия внутригосударственных и межгосударственных тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Несогласованность в транспортных тарифах на грузовые перевозки в рамках Сообщества не позволяет эффективно решать вопрос снижения транспортной составляющей в стоимости перевозимых товаров. По мнению участников рынка, это в определенной степени является сдерживающим фактором для устойчивого роста национальных экономик государств ЕврАзЭС, в том числе и Казахстана.

«К удорожанию транспортных перевозок приводят не только таможенные барьеры, но еще очень остро стоит вопрос тарифов. У нас очень большой процент транзита проходит через Россию, но сегодня в рамках ЕврАзЭС еще нет единой тарифной политики. К примеру, международный транзитный тариф в России гораздо выше, чем внутренний. Ведомства каждой страны оттягивают одеяло на себя и преследуют свои интересы. На мой взгляд, здесь должен быть подход на перспективу. Для Казахстана модель Европейского союза - это идеальная модель интеграции. Там единые тарифы, открытые границы и эффективное использование транзитного потенциала, вот почему и нам к этому надо стремиться. Конечно, такие вопросы сегодня решаются, но со скрипом», - резюмировала сотрудник КИСИ.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.