USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
69796.90$
-1049.700

КТК на пути к расширению

однако эксперты пророчат Казахстану путь к диверсификацииАкционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) 17 декабря подп...

Share
Share
Share
Tweet
Share

однако эксперты пророчат Казахстану путь к диверсификации

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) 17 декабря подпишут меморандум о взаимопонимании и осуществлении практических шагов по расширению мощностей нефтепровода, сообщает информационное агентство «Казахстан сегодня». Расширение КТК предполагает увеличение мощности с 32 до 67 млн. тонн. Технико-экономическое обоснование расширения будет актуализировано к концу 2009 года. По данным источника, предварительная стоимость проекта в новых ценах составляет $3,5 млрд. Заседание совета директоров ЗАО «КТК-Р» и внеочередное общее собрание акционеров АО «КТК-К» - российской и казахстанской сторон консорциума, прошло в Москве 25-26 ноября. Основной темой обсуждения участников встречи стали меры, направленные на подписание меморандума, вопросы текущей финансово-хозяйственной деятельности, эффективной и безопасной работы трубопровода, а также одобрение и  заключение сторонами крупных подрядных контрактов. В ходе собрания избран новый состав совета директоров «КТК-К» из 16 человек.

Ранее руководитель пресс-службы «Транснефти» Игорь Демин говорил о том, что меморандум будет подписан всеми акционерами КТК, кроме BP. Акционеры консорциума пришли к выводу о конфликте интересов между BP и остальными участниками КТК, поэтому они не исключали вероятности после подписания меморандума подачи судебного иска против BP. До этого ВР выдвигались условия, при которых компания может подписать меморандум о расширении проекта. Согласно этим условиям, компания сама не принимает участия в проекте и не оплачивает его, но при этом сохраняет право на дивидендные выплаты до тех пор, пока окончательно не выйдет из консорциума. Однако, как сообщает информационное агентство Oilru.com, британская компания готова подписать меморандум о расширении мощности КТК, если все акционеры консорциума дадут согласие на продажу ее доли в двух совместных предприятиях. ВР принадлежит 49% в СП с «КазМунайГазом» - Kazakhstan Pipeline Ventures, и с «Лукойлом» - LUKARCO B.V. 

Как заявил вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Балаб Акчулаков, в КТК приоритетом для Казахстана является не прибыльность, а возможность транспортировки своей нефти. «Для Казахстана наиболее важно не максимально заработать, а иметь доступ к мощностям транспортировки», - сказал г-н Акчулаков. Вице-министр добавил, что для Казахстана важно иметь возможность экспортировать свою нефть, в связи с чем республика безоговорочно поддерживает необходимость расширения КТК. 

Партнеры - конкуренты

Вопросы транспортных задач Казахстана в отношении экспорта энергоресурсов постоянно находятся под пристальным вниманием аналитиков и обозревателей нефтяной отрасли. Как прокомментировал «Капитал.kz» председатель Центра анализа и прогнозирования Малик Исабеков, транспортировка нефти еще большая геополитика, нежели ее добыча и разработка. По мнению аналитика, сейчас идет негласная антироссийская политика. Хотя Россия со своей стороны также ведет достаточно агрессивную политику в отношении всех своих партнеров. «Это касается не только нефти, но и газа. Ведь если нефть можно транспортировать различными способами, то транспортировка газа осуществляется в основном по газопроводам, что дает России монополистические преимущества», - уверен аналитик. По его мнению, при принятии решения о направлении транспортировки нефти РК надо принимать во внимание не только экономическую выгоду и целесообразность маршрута, но учитывать его политическую составляющую. Г-н Исабеков уверен, что КТК является достаточно дорогим проектом, особенно принимая во внимание тот факт, что РФ постоянно выдвигает свои условия и меняет правила игры. Стоит отметить, что на последнем общем собрании акционеры консорциума одобрили увеличение тарифа на участке Тенгиз -Атырау до $2,89 за тонну. Именно это, по мнению аналитика, и вынуждает Казахстан диверсифицировать маршруты транспортировки, для того чтобы выбирать наиболее экономически выгодные из них, исходя из общей политической ситуации. 

Как рассказал «Капитал.kz» директор центра энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар взаимоотношения России и Казахстана на сегодня можно охарактеризовать как «партнерско-конкурентные», когда Казахстан становится все более конкурентоспособным партнером, способным потеснить Россию. По мнению аналитика, на примере КТК можно проследить попытки РФ сдерживать конкурентный потенциал соседа, осуществив выкуп доли Омана единолично. Южное направление транспортировки казахстанской нефти эксперт считает весьма перспективным, так как оно способствует выходу казахстанской нефти в сторону южного Кавказа, открывающего большие перспективы относительно дальнейших маршрутов движения казахстанской нефти. 

Напомним, что в рамках реализации Каспийской системы транспортировки Казахстан и Азербайджан заключили ряд соглашений по развитию инфраструктуры в отношении данного маршрута. «Для Казахстана это не только БТД, но еще и возможность задействовать южно-кавказский коридор. С приобретением терминала в Батуми, Rompetrol в Румынии расширились возможности экспансии на европейский рынок и развития проектов в направлении Польши», - рассказывает г-н Гончар. По словам Малика Исабекова, для БТД очень важно участие в проекте казахстанской нефти, так как азербайджанская нефть, которая  находится на пике добычи, уже через пять-семь лет может начать истощаться. В то время как старт промышленной разработки месторождения Кашаган позволяет надеяться на стабильные потоки нефти и гарантированное заполнение трубопровода. Стоит отметить, что пропускная способность нефтепровода Баку – Тбилиси - Джейхан с начала 2009 года будет доведена с 1 млн. баррелей до 1,2 млн. баррелей в сутки. Однако в настоящее время по трубопроводу прокачивается в сутки около 600 тыс. баррелей нефти. Стоимость расширения пропускной способности нефтепровода оценивается в $69 млн.

Г-н Гончар считает, что в любом случае с точки зрения инфраструктурной возможности для Казахстана южное направление открывает ряд перспектив, способных уменьшить или нейтрализовать негативные последствия, связанные с неопределенностью дальнейших принципов работы КТК. 

Маршруты определяют контракты

По мнению г-на Исабекова, наиболее экономически выгодным маршрутом транзита казахстанской нефти является направление в сторону Ирана. «Очень важен тот факт, что  с Ираном есть возможность компенсации. В дальнейшем страна может предоставить РК свою нефть в Персидском заливе. А выход в Персидский залив – это выход в мировой океан, что делает данное направление весьма привлекательным для Казахстана», - аргументирует свою точку зрения эксперт.

Среди других возможностей транспортировки украинский аналитик Михаил Гончар также отметил, что Казахстан не проявит интерес к возможности поставок нефти по трубопроводу Одесса – Броды - Плоцк. Напомним, что в апреле этого года президент Украины Виктор Ющенко выразил желание транспортировать через данный трубопровод нефть каспийского региона. Однако аналитик утверждает, что у Казахстана на сегодня есть ряд более интересных проектов, в том числе и направление в сторону Китая.

Малик Исабеков, отстаивая свою точку зрения в отношении перспективности направления в сторону Ирана, пояснил, что этот маршрут дает Казахстану возможность предлагать нефть широкому кругу потребителей, в то время как другой привлекательный маршрут - нефтепровод Казахстан – Китай –  четко обозначен. Одна сторона выступает продавцом, другая – покупателем, что, по мнению аналитика, не всегда бывает выгодно. «США осуществляют блокаду направления транспортировки нефти в сторону Ирана, поэтому фактически данное направление блокируется, хотя экономически оно очень выгодно», - уверен эксперт. 

Украинский аналитик, тем временем, уверен, что казахстанским компаниям следует в первую очередь ориентироваться на европейский рынок, который наиболее предсказуем, стабилен и имеет устоявшиеся правила игры. В любом случае, эксперт отметил, что неправильно первостепенным фактором превозносить саму транспортировку энергоресурсов, не учитывая партнерские отношения компаний и наличие долгосрочных контрактов. «Нефть, транспортируется не для маршрутов и заполнения труб, а для того, чтобы доставить ее тому или иному клиенту, что, в конечном счете, зависит от наличия договоренностей и контрактов», - рассказывает эксперт. По мнению аналитика, произойдет определенное переформатирование отношений между Казахстаном и его европейскими партнерами, особенно на фоне ряда изменений в структуре собственников в нефтяных компаниях в Европе, что позволит РК определиться с наиболее выгодными направлениями с учетом конкретных контрактов и зарубежных партнеров.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.