Россия и Венесуэла вновь расширяют границы партнерства в нефтегазовой сфере
Россия и Венесуэла согласились использовать во взаимных расчетах национальные валюты: рубли и боливары. Кроме того, главы государств Дмитрий Медведев и Уго Чавес обсудили возможность создания резервов в национальной валюте, сообщает информационное агентство OilCapital.ru.
Как рассказал «Капитал.kz» директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар, на сегодняшний день переход в расчетах за нефть и газ на российские рубли не очень выгоден самой России. «Для сравнения: объемы российской экономики за прошлый год составили около $1,2 трлн., в то время как европейская экономика была на уровне порядка $17 трлн. Несмотря на то, что об этом не заявляют официально, но экономика РФ еще не способна диктовать условия в установлении валюты платежа на мировой арене», - уверен эксперт из Украины. По его словам, Россия может осуществить переход на расчеты в рублях с рядом стран-партнеров, однако уже на уровне внутренних расчетов это создаст определенные трудности, связанные с притоком национальной валюты. «Для закупа оборудования и осуществления других производственных процессов российским компаниям необходимо будет конвертировать полученные рубли в ту валюту, в которой осуществляются расчеты за поставки на мировых рынках, а это опять же евро и доллар», - говорит эксперт. По его мнению, российские нефтегазовые компании в ходе проведения данной реформы могут понести значительные убытки. Напомним, что ранее Президент России Дмитрий Медведев выступил с предложением осуществлять расчеты за нефть и газ в национальной валюте, что вызвало немало комментарием со стороны независимых экспертов и представителей нефтегазовых компаний страны (см. «Капитал.kz» от 20 ноября 2008 года).
В Венесуэле г-н Медведев назвал интересным предложение президента Уго Чавеса поставить для ОПЕК цель установить цены на нефть в коридоре от 80 до $100 за баррель, а также выразил беспокойство относительно низких цен на энергоресурсы. Как отметил в свою очередь г-н Чавес, несмотря на то, что почти половина бюджета страны формируется за счет экспорта нефти, низкая стоимость углеводородов – это «не трагедия для Венесуэлы». Но, как и для любой нефтедобывающей страны, многие аналитики отмечают негативное влияние отрицательной динамики цен на нефть на экономику Венесуэлы.
В то же время сотрудничество РФ и Венесуэлы в рамках энергетического потенциала имеет весьма оптимистичные планы (см. «Капитал.kz» от 2 октября 2008 года). Так, венесуэльская государственная компания Petroleos de Venezuela S.A (PDVSA) и российский нефтегазовый консорциум планируют в среднесрочной перспективе выйти на добычу нефти не менее 1 млн. баррелей в сутки в районе нефтеносного пояса Ориноко. Напомним, что в российский национальный нефтегазовый консорциум, зарегистрированный в октябре этого года, входят четыре крупнейших компании: «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и ТНК–ВР. В июле заключены соглашения между PDVSA и российскими компаниями. Это договоренности между ТНК-ВР о совместном исследовании блока «Айакучо-2» провинции Ориноко, между «Лукойлом» о совместном исследовании блока «Хунин-3» и между «Газпромом» о проведении сертификации и количественной оценки запасов месторождений блока «Айакучо-3». На сегодня все три российские компании входят в состав нефтяного консорциума. Как заявил министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес, инвестиции в реализацию совместного проекта по добыче нефти в Ориноко составят не менее $6 млрд. По предварительным оценкам, запасы нефтяных месторождений в этом районе составляют не менее 235 млрд. баррелей.
Тем временем на сегодняшний день Венесуэла имеет подтвержденные запасы в размере 142 млрд. баррелей. Прогнозы экспертов относительно запасов нефти в этой латиноамериканской стране весьма оптимистичны, ведь в случае их подтверждения Венесуэла имеет шансы стать лидером по запасам «черного золота» в мировом масштабе. Как заявил г-н Рамирес, в нефтегазоносном поясе района реки Ориноко уже началась работа по освоению месторождения. Проводится сертификация, а в ближайшие два года планируется приступить и к промышленной добыче. Нефть, которая будет добываться российским консорциумом совместно с PDVSA, будет экспортироваться в США. Также, по словам президента компании «Лукойл» Вагита Алекперова, в зависимости от наличия спроса есть возможность экспорта добываемых энергоресурсов на рынки Китая и Европы.
Цены диктуют условия
Однако текущая рыночная конъюнктура на мировых сырьевых рынках заставляет пересматривать планы руководства многих нефтяных компаний. Информационное агентство Oilru.com публикует заявление вице-президента национальной нефтяной компании PDVSA о пересмотре многих международных инвестиционных проектов в связи с продолжающимся падением цен на нефть. В частности, речь идет о планировавшемся строительстве двух нефтеперерабатывающих заводов в Никарагуа и Эквадоре. В то же время Правительство Венесуэлы, несмотря на наличие крупных инвестиций, не подвергнет пересмотру все проекты по добыче газа, а также совместный с Бразилией проект по строительству НПЗ.
По словам Михаила Гончара, помимо попыток стран ОПЕК достичь повышения цены на нефть путем снижения квот на экспорт и добычу нефти, а также сокращения объема нефти, направляемой на мировой рынок, влияние на цены могут оказать и другие страны, которые занимают серьезное положение и обладают мощным потенциалом в сфере добычи энергоресурсов. Кроме того, эксперт отметил, что они обладают серьезной позицией не только в нефтегазовой сфере, но и мощным военным и политическим потенциалом, поэтому могут прибегнуть и к другим инструментам раскручивания ценовой гонки на углеводороды, которые стремительно падают в цене. «Сегодня наблюдается активное сближение в линии поведения Ирана, России и Венесуэлы, стран, имеющих очень весомое значение в мировой нефтегазодобыче», - уверен аналитик. Г-н Гончар отмечает, что у каждой из этих стран имеется весомый политический вес, однако в случае создания ими консолидированного союза на мировую арену выйдет политический блок с очень серьезной позицией. «Эти три страны в чем-то схожи по авторитарности правящих режимов, и не зря они кооперируются между собой. Мир наблюдает нестандартную кооперацию, связанную с синхронным сценарием воздействия на нефтяной рынок в рамках общих договоренностей», - комментирует Михаил Гончар.
Политическое значение соглашения между венесуэльской нефтегазовой компанией и российским консорциумом неоднократно озвучивалось многими аналитиками. Г-н Рамирес указал на наличие «исключительного права российской стороны напрямую участвовать в реализации проектов по добыче нефти и газа в Венесуэле».