Банк рассчитывает на ресурсы и авторитет материнской компании
Первый филиал АО «Халык банк Грузия» работает в Тбилиси уже более месяца. Офис, оформленный в «фирменном» зеленом цвете, не пустует – корреспондент «Капитал.kz» застал там немалое число посетителей. Со времени получения лицензии грузинская «дочка» казахстанского «Народного банка» увеличила свой уставной капитал с 16 до 31 миллиона лари ($1=1,65 GEL). О прогрессе по другим направлениям «Капитал.kz» рассказал генеральный директор «Халык банка Грузия» Николоз Гегучадзе.
- Какие операции уже осуществляет Ваш банк?
- Мы уже принимаем депозиты и производим все операции, связанные с перечислением, конвертацией, межбанковскими кредитами и обслуживанием клиентов… В ближайшее время начнем выдавать свои пластиковые карточки. Это будет универсальный банк, и мы предложим клиентам все продукты, которые активно использует «Халык банк». Новые для Грузии продукты мы начнем внедрять с января.
- Процентные ставки, стоимость сервисов, будут отличаться от тарифов в других банках Грузии?
- Это зависит от конкретного продукта. С уверенностью скажу, что наши проценты - например, на депозиты - не будут выше, чем у активно работающих здесь банков. «Халык банк» - очень серьезный банк, его акции высоко котируются на Лондонской бирже. Поэтому доверие к нашему банку - более высокое. Мы учитываем, что обладаем ресурсами материнского банка и его авторитетом. С учетом этого фактора проценты у нас будут средние. Наши продукты будут привлекательны и своей процентной ставкой, и стабильностью. Думаю, из-за одного процента клиенты не отдадут предпочтение какому-нибудь другому банку, у которого есть проблемы.
- Банковское перечисление из Казахстана в Грузию обходится дороже, чем перечисление такими службами, как Western Union. Изменится ли эта ситуация?
- У нас перечисление будет гораздо дешевле. Мы уже выстраиваем систему. У нас есть прямые корреспондентские счета, прямые отношения с нашим учредителем - головным банком. Поэтому нам легче - и технологически, и в других отношениях - осуществлять прямые переводы. Конечно, для нас это будет гораздо дешевле, чем для других банков, которым придется осуществлять переводы через третьи банки.
- «Халык банк Грузия» ориентирован на обслуживание бизнеса, связанного с Казахстаном?
- Наши клиенты - и казахстанские, и местные бизнесмены. Мы хотим занять нишу в среднем и малом бизнесе, и готовы обслуживать всех добросовестных клиентов, которые не будут иметь отношения к криминальной деятельности и отмыванию денег.
- Не планируете работать с широкими слоями населения?
- Для этого необходима широкая сеть филиалов. А у нас, конечно, нет такой сети, как у «ТБС-Банка» или «Банка Грузии». Но я не хочу сказать, что мы не будем обслуживать физических лиц. У нас будут продукты для них, и мы не намерены отказываться от хороших клиентов. Сейчас, на фоне кризиса, все финансовые организации стремятся, в первую очередь, сохранить стабильность. Но создание трех новых филиалов - это то, что мы знаем наверняка и верим, что сделаем это без проблем, причем один из них – в Батуми.
- Это связано с казахстанскими инвестициями в морской порт и зерновой терминал?
- Да, и не только с ними. Мы заинтересованы работать с бизнесом, сосредоточенным в Батуми и в Аджарии в целом.
- Помешало ли снижение курса лари, вокруг которого звучат столь разные оценки?
- Нам это не помешало. Хорошо ли это было для экономики в целом, однозначный ответ трудно найти. Но хорошо было бы, чтобы это не повторилось, потому что все расчеты мы проводим исходя из существующего курса. Кроме того, резкие скачки настораживают инвесторов. Так что если это будет повторяться часто, то примет негативную форму и плохо повлияет на бизнес в Грузии.
- Как повлиял мировой кризис на работу Вашего банка?
- Рынок пока не стабилен. Мы реально не знаем цены на недвижимость - не знаем, что будет завтра. У нас нет никаких проблем, исходя из того, что у нас нет вчерашних проблемных кредитов. Сейчас мы наблюдаем за рынком. Ситуация должна стабилизироваться. Мы должны иметь реальную картину о недвижимости, о компаниях, чтобы знать, с кем работать активно, а с кем - осторожно. На фоне кризиса мы более взвешенно подходим ко всем вопросам.
- Довольно странно было видеть открытие нового банка вскоре после войны. Она Вам не помешала?
- Наши сроки отодвинулись на месяц, но только по техническим причинам. Пришлось приостановить ремонт, потому что подрядчиков призвали. Строительные материалы из Турции и других стран физически невозможно было импортировать в те дни. Но и о приостановке деятельности банка никто не говорил. Хотя, конечно, все это было неприятно для бизнеса. Безусловно, в действительности имелась очень большая проблема, но одновременно шла информационная война, и за пределами Грузии существующие проблемы виделись в два-три раза большем объеме. Надеюсь, что эти черные для нашей страны дни больше не повторятся, и работающие в Грузии инвесторы продолжат свою деятельность. Это был плохой сон, плохой вчерашний день.