Образ коррупционного чиновника овеян общественным позитивом
Горная республика отметила Международный день борьбы с коррупцией сжиганием ее чучел в школах. Идея очищения огнем пришла в голову министру образования Ишенгуль Болджуровой. Таким образом она решила воспитывать в школьниках неприятие коррупции с юности. Вместе с тем, система образования в Кыргызстане признается наиболее коррумпированной. Об этом несколько дней назад заявил президент Курманбек Бакиев. Он, в частности, отметил, что в высших эшелонах власти беловоротничковой преступности больше нет. Тогда как ниже, увы, она еще осталась.
Чтобы извести страшного врага, в Кыргызстане разработали новый план действий по реализации Национальной стратегии борьбы с коррупцией. В чем он заключается, пока известно только в общих чертах и со слов комиссара Национального агентства КР по предупреждению коррупции Садыра Жапарова. Он подчеркнул, что в план «включены конкретные мероприятия, которые при четком и своевременном исполнении приведут к значительному снижению уровня коррупции в стране».
- Нам необходимо укрепить антикоррупционное законодательство, - отметил глава НАПК. – В частности, провести тщательную инвентаризацию национального законодательства, чтобы исключить в нем законы и положения, допускающие разные толкования одного и того же явления или ситуации. Такие противоречия, как свидетельствует практика, предоставляют возможности для заинтересованных лиц совершать коррупционные деяния. Необходимо изменить уголовное и уголовно-процессуальное законодательство для более четкого определения коррупционных преступлений и ужесточения ответственности за них. Также предполагается совершенствование самого Закона «О борьбе с коррупцией» и введение обязательной процедуры антикоррупционной экспертизы при принятии новых законов.
Кыргызстан, вместе с тем, считается одной из наиболее коррумпированных стран постсоветского пространства. Республика занимает 166-е место в Индексе восприятия коррупции от «Трансперенси интернешнл». Вот только Жапаров полагает то, как определили позицию Кыргызстана в международной организации, некорректным.
- Мы прямо признаем, что Кыргызстан, как и другие страны, имеет проблемы с коррупцией, - подчеркнул Жапаров. – Бедность и высокий уровень коррупции при прежней власти серьезно повлияли на социально-экономическую ситуацию в Кыргызстане, которая до сегодняшнего дня сдерживает развитие республики. Но предупреждение и борьба с коррупцией входят в число приоритетов государственной политики. Мне известен целый ряд стран, которые не выполнили и половину государственных мероприятий, проведенных в Кыргызстане. Однако они занимают более высокие позиции в реестре оценки уровня коррупции.
Директор местного представительства «Трансперенси интернешнл» Айгуль Акматжанова, в свою очередь, объясняет то, почему Кыргызстан занимает 166-е место в Индексе восприятия коррупции, так: «Рейтинг составляется на основе оценок Всемирного банка, АБР, «Фридом Хаус» и других международных организаций. Мы в Кыргызстане очень много говорим о коррупции, но очень мало делаем».
- Кыргызстан сделал важные шаги в борьбе с коррупцией, создав соответствующую институциональную базу и став первым государством в Центральной Азии, ратифицировавшим Конвенцию ООН против коррупции, - говорит заместитель главы Центра ОБСЕ в Бишкеке Лилиан Дарий. - Но, как ни прискорбно, все эти моменты не привели к положительным результатам. Образ коррупционного человека не имеет негативного восприятия в обществе Кыргызстана. Скорее наоборот. Коррупционный чиновник считается положительным героем в вашем обществе.