Казахстан привлекает деньги на строительство автокоридора
Около $3,5 млрд. занимает Казахстан у пяти международных фининститутов для строительства автокоридора «Западная Европа - Западный Китай». Как сообщил вице-министр транспорта и коммуникаций РК Дулат Кутербеков, Казахстан достиг договоренности с пятью международными банками о предоставлении займа. «На днях завершатся переговоры с последним из международных фининститутов - с Исламским банком развития, который также будет финансировать строительство этого автокоридора. Все пять банков подтвердили нам, что они выделяют $3,450 млрд.», - сказал вице-министр. Ратификация займов ожидается в январе следующего года. По его словам, при этом Всемирный банк предоставит Казахстану $2,155 млрд. сроком на 30 лет. Между тем, как сообщил «Капитал.kz» информированный источник, по участию Всемирного банка вопрос в правительстве еще не решен. «Они планируют 12 декабря отдать это межведомственной комиссии, после чего будут готовить протокол. И, скорее всего, к 20-му декабря будет более точно известно, что да как. Пока официально еще ничего не закреплено. Со стороны банка никаких проблем нет, он полностью готов к финансированию», - рассказал источник.
Напомним, задачу - приступить к строительству участка автокоридора «Западная Европа - Западный Китай» поставил Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана. Протяженность автокоридора «Западная Европа - Западный Китай» составляет 8445 км, в том числе по Казахстану - 2787 км. Предполагается, что казахстанский участок автодороги пройдет через все южные области Казахстана и через Актобе выйдет в Россию. Примерная схема такова: Хоргос - Алматы - Тараз - Шымкент – Кызылорда – Актобе - Оренбург - Казань - Москва - Санкт-Петербург. У проекта несколько преимуществ перед существующими альтернативными путями: автодорожным - Транссибирской магистралью и морским - через Суэцкий канал. Прежде всего, это экономически привлекательный маршрут. Если время нахождения в пути по морю занимает 45 суток, Транссибу – 14, то по новому коридору – не более 10 суток.
В Астане полагают, что реализация данного проекта позволит переориентировать транспортировку части китайских товаров с морского транспорта на автомобильный, а также привлечь транспортные потоки из стран Центральной Азии. «Проект будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Россия - Западная Европа. Это позволит увеличить объемы грузоперевозок к 2020 году в 2,5 раза», - отметил Серик Ахметов, министр транспорта и коммуникаций РК. Так, по прогнозу экспертов, при реализации проекта объемы автомобильных перевозок через территорию республики по автокоридору возрастут с 900 тыс. тонн до 3,5 млн. тонн.
Министерство уже разработало технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого проекта, которое предусматривает инвестиционную модель развития маршрута. Общая стоимость строительства казахстанской части коридора оценивается в $7,5 млрд. Кроме займов международных финансовых институтов и бюджетных средств предлагается финансирование по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Таким образом, на принципе ГЧП, как считают в минтранскоме, может быть построена четвертая часть всего казахстанского участка коридора. В концессию предложено отдать 340-километровый участок Хоргос - Алматы. Всего же платной может быть около 1/4 части автокоридора, там, где участки наиболее загружены. По предварительным прогнозам, среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта составит 55 млрд. тенге без учета уровня инфляции. Строительство казахстанского участка транзитной автотрассы будет завершено к 2013 году.
По мнению специалистов, автокоридор «Западная Европа - Западный Китай» - самый короткий путь из Европы в Китай с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. А это конкурентное преимущество делает проект перспективным. Однако некоторые эксперты полагают, что в условиях кризиса данный проект еще не скоро воплотится в жизнь. Как рассказала «Капитал.kz» Елена Мязина, аналитик по транспортной инфраструктуре ИК «UniCreditAton», в более благоприятных условиях этот проект реализовывался бы быстрее, нежели сейчас. «Сегодня финансовый кризис во всем мире, в том числе и в Казахстане, и я не уверена, что люди будут осваивать заемные деньги сразу. И тем более я не уверена, что Россия заинтересована в участии. Выделять деньги, которые необходимы на спасение собственной банковской системы, поддержание курса рубля, и тратить их на один из инфраструктурных проектов не национального значения сейчас для России нецелесообразно. Поэтому когда Россия примет решение и начнет что-то реально делать по данному поводу - неизвестно. В связи с чем этот проект может растянуться на долгие годы», - резюмировала г-жа Мязина.