Кризис поднял спрос на отечественные медикаменты
На фармацевтическом рынке наблюдается снижение роста, но незначительное. Такое заявление сделала Алия Сванова, директор аналитического департамента агентства Viortis. Общий темп роста фармацевтического рынка сегодня около 20%. «Это связано с тем, что достаточно сильно растет влияние государства. В настоящее время государственные закупки занимают около 45% рынка», - говорит г-жа Сванова. По данным агентства Viortis, за 9 месяцев 2008 года розничный рынок лекарственных средств Казахстана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос почти на 38% в натуральном выражении и 31% в денежном. С 1 января по 30 сентября в Казахстане через аптечную сеть было реализовано около 376 млн. упаковок лекарственных средств на сумму $603 млн. «Вместе с государственными закупками лекарственных средств объем рынка за 9 месяцев составил около $914 млн. Вероятнее всего, к концу года объем фармацевтического рынка достигнет $1 млрд.», - считает Алия Сванова. Потребление лекарственных средств составляет около $7 на человека в месяц (вместе с лекарствами, закупленными за счет государства). Самостоятельно каждым казахстанцем закупается около 3 упаковок в месяц примерно на $5. Средняя цена упаковки лекарств, реализуемых через аптечную сеть, составляет около $1,6.
По словам Серика Султанова, президента ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана», в условиях кризиса на фармацевтическом рынке наблюдается рост отечественного производства.
Экспортный потенциал за 5 лет вырос в 10 раз, говорят аналитики. В 2007 году экспорт составил $16,5 млн. Если за 9 месяцев прошлого года отечественными производителями выпущено продукции на $61 млн., то в этом году за 9 месяцев выпущено на $63,2 млн. «Если в денежном выражении на казахстанском фармацевтическом рынке доля отечественного производства 10-11%, то в натуральном выражении картина совершенно другая. Каждая третья упаковка, употребляемая казахстанцами, является продуктом отечественного производства, и доля потребляемых отечественных средств в условиях экономических трудностей растет», - считает г-н Султанов.
По данным Ассоциации представительств фармацевтических фирм, в Казахстане ежегодно на маркетинговое продвижение лекарственных средств (ЛС) фармацевтические компании тратят в среднем от 10 до 15% от оборота.
В качестве проблем, с которыми приходится сталкиваться фармацевтическим фирмам, Светлана Оспанова, участник Ассоциации представительств фармацевтических фирм в Казахстане, выделяет несоответствие национальных требований международным при регистрации, перерегистрации, ввозе и обращении ЛС: маркировка упаковки, формирование инструкций, сертификация, процесс регистрации и перерегистрации ЛС, этика продвижения ЛС, проблема лекарственного обеспечения населения.
По словам г-жи Оспановой, для решения проблем лекарственного обеспечения населения нужно изучать и применять опыт развитых стран в лекарственном обеспечении населения и адаптировать их к условиям Казахстана. «Необходимо рациональное расходование денежных средств, которые тратятся на лекарственное обеспечение казахстанцев, регулирование цен на ЛС при государственных закупках, должна быть единая цена на ЛС во всех регионах. Желательно перераспределение денежных средств при государственном закупе на программы лечения онкологических заболеваний, туберкулеза, рассеянного склероза, гемофилии, низкорослости и других редких заболеваний, лечение которых очень дорогое», - говорит Светлана Оспанова.
В Казахстане отсутствует реестр больных редкими заболеваниями, нет законодательной базы, определяющей статус «сиротских» лекарств, отсутствует механизма оборота офранных лекарств. «Высокая цена таких ЛС не позволяет ввозить образцы для регистрации этих препаратов. Маленькая потребность республики в указанных препаратах влечет за собой трудности ввоза офранных лекарств в упаковках, требования к которым утверждены в Казахстане», - считает г-жа Оспанова.
По ее мнению, необходимо ввести реестр больных редкими заболеваниями, подготовить законодательную базу, определяющую статус «сиротских» лекарств, разработать стандарты диагностики и лечения заболеваний «сиротскими» препаратами, определить механизм оборота офранных лекарств.
Аналитики видят проблемы при формировании стандартов лечения, списков для тендерных закупок. «Необходимо вместе с МНН указывать и торговые названия наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя препаратов. Допускать к государственным закупкам только те дженерики, которые произведены в условиях GMP или не менее трех лет известны на рынке», - полагает Светлана Оспанова.
Из позитивных моментов развития отечественного фармацевтического рынка аналитики отмечают постоянную работу министерства здравоохранения в лице комитета фармации над процессом гармонизации требований при регистрации, перерегистрации, ввозе и обращении ЛС. «Введено понятие офранных заболеваний и офранных ЛС в проект Кодекса РК «О здоровье населения и системе здравоохранения».
Идет постоянная работа над уже созданными стандартами лечения заболеваний, создаются новые стандарты лечения», - резюмирует г-жа Оспанова.
Как прогнозируют эксперты, в скудеющем году экономический кризис на фармацевтическом рынке отразится масштабнее. Прогнозируется снижение темпов роста до 5-12%. Возможно смещение спроса на более дешевые препараты.
Будни единого оператора
В 2009 году единый оператор будет осуществлять закуп 40% лекарственных средств из общего объема. Это порядка 30 наименований, заявил Серик Султанов. По его словам, пилотный вариант по определенному региону, как предлагалось участниками рынка, внедрять нельзя. «Нужно консолидировать какие-то наименования препаратов, которые в областях закупаются, поэтому пилотную программу единого оператора надо проводить по всей республике», - считает г-н Султанов.
Сегодня рассматривается 2 типа пилотного варианта. Единый оператор на следующий год еще не выбран, говорят эксперты. Возможно, в Казахстане будет малазийская модель системы единого оператора. «Я изучал в Малайзии эту систему, меня там удивило, что на 26 млн. населения тратится $300 млн. Это столько же, как и у нас, но на 15 млн. населения. Обращающиеся в поликлиники получают бесплатную лекарственную помощь. Оказалось, что мы закупаем на государственных тендерах на 70% меньше лекарственных средств, чем они, из-за высокой цены. У нас дошло до того, что по многим областям закуплены препараты, цены на которые выше имеющихся в розничной торговле. Поэтому введение данной системы поможет провести жесткий мониторинг цен и приблизить цены производителей к реальным», - полагает Серик Султанов.
По словам экспертов, основная задача единого оператора - обеспечить техническую часть. Единый оператор должен обеспечивать десятидневный запас. «После тендера зайдите в любую больницу, годовую норму привезли и сбросили. Условий для хранения нет», - добавляет президент ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана».
Создание единого оператора позволит закупать лекарственные средства дешевле, без посредников. Многие иностранные компании сегодня попадают на отечественный рынок через дистрибьюторов.