Розничные цены на ГСМ почти в два раза превышают оптовые
Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) намерено более жестко следить за деятельностью предприятий, включенных в реестр доминантов на рынке продажи ГСМ. Или, по крайней мере, пытается показать, что готово наводить порядок в соответствии с новым законом «О конкуренции», который вступил в действие 1 января 2009 года. К такому выводу можно прийти после анализа действий АЗК в декабре 2008 года.
24 декабря в интервью агентству «Казахстан сегодня» директор департамента мониторинга, анализа товарных рынков и слияний Агентства РК по защите конкуренции Николай Пичкарев заявил, что «крупные ресурсодержатели не хотят расставаться со «сверхдоходом» и до последнего тянут со снижением цен, тем самым нарушая антимонопольное законодательство. Мелкие реализаторы ГСМ, имеющие небольшие сети АЗС, в связи со снижением мировых цен на горюче-смазочные материалы уменьшают собственные цены. Но эти предприятия не «имеют реального влияния на рынок ГСМ и, соответственно, не могут повлиять на общую ценовую политику, которая напрямую зависит от крупных ресурсодержателей».
По его словам, АЗК РК проводит работу по выявлению и реагированию на имеющиеся факты нарушений антимонопольного законодательства. «Проведенный агентством анализ рынка реализации бензина и дизельного топлива показал, что доминирующее положение на данном рынке занимают АО «ТД «КазМунайГаз», ТОО «ТД «ПетроКазахстан», АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» и ТОО «Гелиос», - сообщил г-н Пичкарев. Эти предприятия включены в реестр компаний, занимающих доминирующее положение на рынке ГСМ, и потому находятся под пристальным вниманием агентства. Им запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением, в том числе устанавливать монопольно высокие цены. А при формировании цены на ГСМ предприятия ориентируются не на собственную ценовую политику, а на положения Меморандума о партнерстве между госорганами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов, подписанного 29 октября 2008 года.
Но Меморандум не является законодательным актом. Поэтому территориальным подразделениям АЗК дано поручение открыть проверки деятельности крупных субъектов на рынке авиационного керосина на предмет выявления антиконкурентных соглашений. В соответствии с Законом РК «О конкуренции» процедура сбора доказательств выявления и пресечения антиконкурентных согласованных действий упрощается, и не обязательно должно присутствовать наличие письменных соглашений. Доказательством сговора могут послужить параллельные действия субъектов рынка без объективно оправданных причин. «В случае нарушения субъектами рынка норм антимонопольного законодательства в отношении их агентством будут применены жесткие санкции, предусмотренные законом», - отметил Николай Пичкарев.
Первым, как и следовало ожидать, откликнулась Межрегиональная инспекция АЗК по Алматинской области и Алматы. Здесь расположен крупнейший по объему сбыта региональный рынок ГСМ в РК, и здесь же установлены наиболее высокие цены на горюче-смазочные материалы. По данным инспекции, розничные цены на ГСМ в Алматы почти в два раза превышают оптовые. По информации компании «Талгартехстройсервис», оптовая цена бензина АИ–92 здесь установилась на уровне 47 тенге за литр, тогда как розничная цена составила 77 тенге.
Санат Саптаев, заместитель начальника инспекции, сообщил, что общее снижение цен на ГСМ на рынке Алматы составило от 12 до 19%., в то время как мировые цены упали на 60-70%. Поэтому здесь он видит нарушение антимонопольного законодательства. Для подтверждения такого подозрения АЗК получило разрешение прокуратуры на проведение проверок компании «Гелиос» и ТД «ПетроКазахстан». Вполне вероятно, что проверками только этих двух компаний АЗК не ограничится. Если исходить из логики г-на Пичкарева, в данный список рискуют попасть также АО «ТД «КазМунайГаз» и АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз».
С другой стороны, усилия АЗК могут стать бесполезными из-за завершения действия другого законодательного акта. 1 января 2009 года потеряло силу постановление Правительства РК о введении временного запрета на вывоз бензина и дизельного топлива. Это постановление принято 19 мая 2008 года для защиты внутреннего рынка страны и снижения цен на ГСМ. В конце августа срок запрета продлен до 1 января 2009 года.
По некоторым данным, Правительство РК хотело еще раз продлить срок действия запрета, однако топливное лобби сумело добиться отмены. Согласно информации отраслевых игроков, заинтересованные предприятия сумели накопить достаточно большой объем ГСМ на своих базах, который необходимо реализовать. Продажа внутри РК не принесет им больших выгод, так как выброс дополнительных объемов продукта может привести к еще большему снижению цен. Это нежелательно как для самого рынка, так и для держателей топлива. Вот почему более выгодно вывезти данные ГСМ за рубеж. Может быть, поэтому так благодушно настроен г-н Мынбаев? Ведь министерство сумело удовлетворить запросы всех: и правительства, и экспортеров, и простых потребителей.
Но возобновление бесконтрольного экспорта может снова привести к скачку цен на топливо внутри страны: сокращение предложения всегда приводит к росту цен на товар. Это аксиома. В такой ситуации АЗК уже не будет в состоянии удержать настроения владельцев АЗС.
Кстати, рассматривая действия государственных органов на рынке ГСМ целиком, напрашивается не очень приятный вывод. С одной стороны, АЗК пытается жестко ограничить ценообразование крупнейших сетей АЗС, с другой - МЭМР не желает брать на себя ответственность за развитие отрасли в целом, ограничиваясь «пожарными» мерами. В результате важнейшая отрасль развивается абы как, а внезапные действия регулирующих органов приводят к резким колебаниям цен. Создается впечатление, что о таких понятиях как «оптимальный уровень цен» или «справедливые цены» никто в этих госорганах не знает. Подобное напряжение могут выдержать только крупные предприятия, имеющие большие ресурсы. Малые же предприятия вымываются с рынка. Все это создает условия для дальнейшей монополизации рынка, с чем в будущем будет активно бороться АЗК. Абсурд.