Иностранцам разрешат владеть землями сельхозназначения
Необходимость предоставления иностранным юридическим лицам такого права объясняется намерением развить ипотеку земель сельскохозяйственного назначения. Как отметил президент Союза банков (СБ) горной республики Анвар Абдраев, свыше 20% уставных капиталов банков, действующих в Кыргызстане, иностранного происхождения. В большей части – из Казахстана. Согласно местному законодательству, такие банки уже считаются на Тянь-Шане иностранными организациями.
На долю таких финансовых учреждений, тем не менее, приходится, по данным СБ, две трети всего кредитного портфеля банковской системы республики. Но законодательство не дает им права собственности на сельскохозяйственные угодья. Это, в свою очередь, приводит к тому, что ипотека таких земель в стране развивается недостаточно.
Рынок сельскохозяйственных угодий, вместе с тем, имеет в Кыргызстане большие перспективы. Но банковский сектор в силу объективных причин пока не заинтересован в кредитовании фермеров под залог земельных наделов. Это, прежде всего, объясняется неадекватным залоговым обеспечением со стороны желающих получить кредит.
«Банки в Кыргызстане берут в качестве залога под кредиты для фермеров дома, тракторы и другое имущество крестьян, - говорит президент Ассоциации агробизнесменов республики Азиза Юлдашева. - Однако получаемая сумма кредита низка. Коммерческие банки часто не хотят работать с аграрным сектором, поскольку он является рискованным. Другим фактором, препятствующим развитию ипотеки, является высокая нормативная стоимость земель. По оценкам специалистов, она превышает рыночную в пять раз. По этой причине банки не заинтересованы в кредитовании аграрного сектора».
Согласно данным Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызстана, доля ипотечных кредитов по землям сельскохозяйственного назначения составляет менее 1% в общем их количестве. Тогда как фермеры обеспечены кредитами только на 30% от их потребности. Предполагается, что проблема кредитования может быть решена именно с введением ипотеки на земли сельскохозяйственного назначения. Она, в частности, позволит увеличить объем финансирования крестьян на 9% только в течение первого года после принятия пакета необходимых законопроектов, направленных на развитие данного процесса. В будущем же объем ипотеки еще более возрастет, и количество таких кредитов может вырасти до 2011 года в 6 раз.
Развитие ипотеки сельскохозяйственных земель в Кыргызстане, по прогнозам экспертов, приведет к «естественному отбору» среди крестьян. Этот процесс приведет в аграрный сектор эффективных собственников, обладающих значительными финансовыми ресурсами. В секторе останутся только те крестьяне, которые на самом деле имеют возможность и желание возделывать землю. Это, в свою очередь, вызовет рост сельскохозяйственного производства, сократит субсидии государства и, как следствие, будет способствовать развитию перерабатывающей промышленности, созданию новых рабочих мест и увеличению экспортных возможностей экономики.
Развитие ипотеки в той же сфере, как ожидают эксперты, снизит риски финансово-кредитных учреждений при кредитовании, а также позволит увеличить число банков и ФКУ, поддерживающих аграрный сектор. Рост конкуренции между ними поспособствует снижению процентных ставок по таким кредитам и, возможно, возникновению новых частных организаций, специализирующихся на займах для фермеров.
Вместе с тем прогнозируются и негативные последствия ипотеки земель сельскохозяйственного назначения. Это политические риски. Например, рост числа крестьян, лишившихся своих участков из-за неспособности погасить кредиты перед банками. В этом случае обострится проблема внутренней миграции в крупные города и трудоустройства обезземеленных жителей регионов.
Либерализация норм, регулирующих право собственности на земли, также может запустить и еще один негативный процесс. А именно: появление организаций и граждан, которые будут стремиться воспользоваться новыми возможностями для перекупки земель крестьян для собственного обогащения. Существует и угроза появления финансово-кредитных учреждений, которые попытаются доминировать на рынке сельскохозяйственных земель на начальной стадии его развития, когда ни органы управления, ни владельцы наделов еще не наработали практики предотвращения подобных рисков.
Тем не менее, суммарные выгоды от принятия пакета законопроектов, направленных на развитие ипотеки земель, как отмечают парламентарии и эксперты, существенно превышают ожидаемые негативные последствия. По крайней мере, на бумаге.