Свидетелям лучше не возвращаться
Этот 21-летний уроженец Удмуртии вряд ли думал, что станет причиной позорящего Россию скандала, когда в ночь на вторник переоделся в «гражданку» и дезертировал из своей мотострелковой части в оккупированном Ахалгорском районе Грузии. Младший сержант Александр Глухов вышел на позиции грузинских силовиков и, как рассказали в МВД, первым делом попросил еды. Его отвезли в Тбилиси, накормили в одном из «Макдональдсов», допросили, а днем информация о беглеце стала достоянием телевидения.
Россия находится в состоянии войны с Грузией. Российский солдат в захваченном регионе сбегает из своего подразделения, сдается грузинам, жалуется на невыносимые условиях службы и просит президента Михаила Саакашвили позволения остаться в Тбилиси. «Там нет нормальных условий. С комбатом взаимоотношения, с майором Федоровым, у меня плохие стали. Плохие условия. Бани нет. Плохо с едой - мало кормят», - такими словами описал Глухов на допросе причины, подвигнувшие его на побег. Все это - поистине удача в информационной войне. Но в Тбилиси даже не пришлось педалировать данный вопрос - благо ситуация говорит сама за себя, а ажиотаж вокруг инцидента, не подумав, развели официальные лица в Москве. После того, как грузинские телеканалы показали видеозапись, на которой Глухов просит политического убежища в Грузии, помощник главкома Сухопутных войск РФ Игорь Конашенков выступил с заявлением, что сержанта похитили грузинские спецслужбы, и он подвергается морально-психологической обработке.
Российское военное командование в категоричной форме потребовало «освободить» и вернуть беглеца. «Он на свободе и может делать все, что захочет. Если он хочет вернуться - он может вернуться», - прокомментировал это требование официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили. Это не предотвратило истерику московского официоза, наиболее выразительно озвученную вице-спикером Госдумы Владимиром Жириновским: «Израиль ввел войска на территорию Ливана и шесть месяцев утюжил полстраны. Надо, чтобы наши тоже реагировали жестче». Но параллели с бойцами Цахала, похищенными «Хезболлой», как говорится, не «проканали». Грузинские силовики прятать Александра Глухова не стали, и во вторник вечером устроили журналистам встречу с ним в непринужденной обстановке – несколько корреспондентов российских и западных СМИ смогли пообщаться с младшим сержантом российской армии, когда он ужинал все в том же «Макдональдсе».
Уписывая чисбургер и запивая его «колой», Глухов совсем не был похож не похищенного и запуганного человека. Он улыбался, выглядел довольным и подтвердил журналистам, что дезертировал из-за плохих условий и притеснений со стороны командира, злоупотреблявшего алкоголем. «Я собираюсь пожить здесь. Я только что поговорил со своей мамой по телефону и успокоил ее», - рассказал сержант тбилисскому бюро агентства Reuters. А радиостанции «Эхо Москвы» он сказал, что не считает себя предателем, и его поступок не имеет политической подоплеки. Александр Глухов также сказал, что о грузинском гражданстве еще не думал и намерен вернуться в Россию, «когда там будет спокойно, и когда будут по-человечески обращаться». А сейчас он опасается расправы в случае возвращения.
Его опасения разделили в МИД Грузии, где в среду определились с официальной позицией и заявили, что Тбилиси не вернет дезертировавшего сержанта. «Мы будем защищать его права, передавать Глухова России не собираемся. Мы хорошо знаем, что ему грозит, если передадим военного российской стороне - его попросту сгноят в тюрьме», - сказал глава внешнеполитического ведомства Григол Вашадзе. МИД Грузии официально пригласил родителей солдата приехать для встречи со своим сыном и провел консультации с посольством Швейцарии, представляющим в Тбилиси интересы северного соседа. По итогам прошедшей в тот же день встречи дипломаты решили, что вопрос Глухова будет передан для изучения Верховному комиссариату ООН по беженцам. Пока же беглецу пообещали найти квартиру в Тбилиси и помочь устроиться на работу.
Кстати, Александр Глухов пополнил список российских военных, данные которых опровергают официальную версию Москвы о войне в Южной Осетии. На видеозаписи допроса сержант утверждает, что его часть была переброшена в Цхинвали еще в июне, а не 8 августа. «Мои начальники говорили... офицеры, командиры... что вы едете в Грузию, в Южную Осетию, помогать народу против Грузии. В июне месяце начали рыть окопы, блиндажи. И также начались тревоги боевые. Выезжали на местоположение. Находились там неделю, обратно возвращались - оказалось, учебные», - рассказал Глухов. Что касается Ахалгорского района, где он служил последнее время, то там «стоит боевая техника - танки, БМП, «Грады», нацеленные в сторону грузинских сел». Понятно, что такому свидетелю в Россию, действительно, пока лучше не возвращаться. Кроме того, этот солдат – еще одно живое свидетельство нарушения российских законов российским командованием, так как в зону боевых действий нельзя отправлять срочников, а лишь военнослужащих-контрактников.
Кстати, случай с Александром Глуховым – не первый в Грузии. Есть несколько примеров, когда российские солдаты сбегали из своих, тогда еще миротворческих подразделений в Южной Осетии и Абхазии, из-за нечеловеческих условий службы - начиная с отсутствия нормального питания и заканчивая дедовщиной. А в тбилисском батальоне охраны ГРВЗ имел место даже случай коллективного побега, когда двое солдат добрались до офиса грузинского омбудсмена и просили спасти их от притеснений. Сейчас «ужасные вещи» о службе в Грузии российские солдаты рассказывают представителям правозащитных организаций. «Солдатские матери Петербурга», «Мемориал», другие организации уже опубликовали не один материал по результатам звонков на их «горячие линии» и поездкам на места дислокации российских подразделений в Грузии. Одно из проявлений голода - частые грабежи населения оккупированных регионов. Последний такой случай произошел 27 января в Гальском районе Абхазии - оккупанты блокировали село Сида, врывались в дома местных жителей и отбирали у них продукты питания, а также все, что сочли бы ценным или нужным для себя. По словам очевидцев, сумевших выбраться из оккупированной зоны в соседний Зугдидский район, свидетелями массового грабежа стали наблюдатели ООН, остановившие два военных грузовика, забитых награбленным.