Сетевой ритейл активно делит рынок
Финансовый кризис подхлестнет создание торговых розничных сетей в Казахстане. Такой вывод можно сделать по итогам исследования, представленного Бериком Тапишевым, генеральным директором компании «Оптовый клуб», 28 января в Алматы.
По словам г-на Тапишева, в 2009 году объем инвестиций компаний в расширение сети составит порядка $100 млн. Эти средства пойдут на создание 4 оптомаркетов «Арзан», в том числе двух в Алматы. В настоящее время компания «Оптовый клуб» - дочернее предприятие ТОО «Райымбек» - владеет 4 оптомаркетами «Арзан» - двумя в Алматы, и по одному в Усть-Каменогорске и Таразе.
Место для будущего развития компании г-н Тапишев видит в сокращении доли неорганизованной торговли - магазинов категории B, C, рынков и базаров. По его информации, доля неорганизованной торговли в структуре розничной торговли РК в настоящее время составляет не более 9%, что значительно меньше, чем в странах Европы (70%) и США (80%), но сравнимо с показателями России (10%). Таким образом, заключил Берик Тапишев, основной рост и бурное развитие рынка сетевой розничной торговли в Казахстане еще впереди. Это важно, потому что только эффективно организованные и чётко работающие сети могут противостоять на рынке западным сетевым гигантам, что неизбежно случится уже в недалеком будущем.
Общий объем казахстанского рынка розничной продуктовой торговли оценивается в $2,5 млрд.
Объемы импорта в Казахстан растут быстрее, чем экспортные объемы, что объясняется малоразвитым внутренним производством и ростом совокупного спроса. На начало 2008 года импортная продукция составляла порядка 41% объема товарных ресурсов, предназначенных для внутреннего потребления. В то же время в России ресурсы потребительских товаров примерно на две трети формировались, наоборот, за счет собственного производства. Исправление сложившейся ситуации требует от розничных сетей поддержки отечественного производства.
«Мы поддерживаем местных производителей, так как это достаточно важно для будущего развития страны, - отметила в интервью «Капитал.kz» руководитель отдела маркетинга компании «Оптовый клуб» Айгуль Батырханова. - В этом плане особенно важно поддерживать региональные компании, желающие выйти на национальные рынки».
«Мы знаем, что в регионах очень много производителей не могут выйти на национальный рынок: они работают у себя в области, и им было бы крайне интересно выйти в Алматы или Астану. Их объемы производства это позволяют сделать. Но у них нет доступа к полкам крупных магазинов», - пояснила г-жа Батырханова.
Если у крупных компаний есть определенные бюджеты по продвижению их продукции, то в регионах у компаний таких бюджетов нет. В этом случае «Оптовый клуб» также готов работать с новыми поставщиками, при условии, что качество поставляемой продукции должно быть стабильно высоким. «При этом входных бонусов «Арзан» от своих поставщиков не требует. Мы требуем лишь, чтобы товар оборачивался в магазине и не лежал мертвым грузом на наших полках, - пояснила руководитель отдела маркетинга. - Более того, мы готовы идти на то, чтобы товар из Усть-Каменогорска, используя собственную логистику, реализовывать в Костанае, Алматы или Шымкенте.
Пока же первой жертвой передела рынка стала сеть GROS. «Рынок этой компании перебили ценами и количеством ее основные конкуренты, - считает аналитик консалтинговой компании «Розница-kz» Лейла Кукузова. – Плюс на фоне этого руководство GROS допустило отставание по качеству сервиса. Но состоявшаяся продажа – это разумное решение. Сейчас продать компанию можно по гораздо большей цене, чем можно было бы сделать позднее. Через пару лет в Алматы придет Metro, тогда GROS окончательно обесценился бы».
Как стало известно «Капитал.kz», у сети GROS сменился собственник. Им стал владелец сети SM market. Но ребрендинга пока не будет – терять средства и время на это менеджеры посчитали неэффективным.