новый премьер и два новых министерства
В пятницу грузинскому парламенту предстоит рассмотреть вопрос доверия новому составу правительства. Специально для этого на 6 февраля назначено внеочередное заседание законодательного органа. Впрочем, заранее известно, что депутаты утвердят представленный кабинет министров – у правящей партии достаточное большинство мест, и все важные вопросы она решает с высшим руководством страны на предварительных консультациях, после чего остается лишь провести необходимые формальные процедуры. Поэтому текущие комитетские заседания не содержат никакой интриги – максимум, на них могут быть скорректированы отдельные вопросы правительственной программы, да лидеры фракций получают еще одну возможность покрасоваться перед камерами с критическими или одобрительными заявлениями. Оппозиция старается объяснить, почему (традиционно) не проголосует за утверждение правительства, а большинство – почему оппозиция ошибается.
Однако частые в последнее время изменения в грузинском правительстве на этот раз действительно интересны как с кадровой точки зрения, так и существенной трансформацией правительственной структуры. Они последовали за тем, как на прошлой неделе подал в отставку с поста премьер-министра «трехмесячный рекордсмен» Григол Мгалоблишвили. Этот практически незнакомый общественности чиновник был переведен во главу кабмина с должности посла Грузии в Турции, на которой отличился активным привлечением турецких инвестиций и участием в подготовке важных грузино-турецких межгосударственных соглашений. Из тех месяцев, в течение которых Мгалоблишвили возглавлял правительство, несколько недель он пробыл на медицинском обследовании в Германии, а вскоре после возвращения в Тбилиси заявил, что врачи предписали ему лечиться еще два месяца. Поскольку «Грузия не может позволить себе такой роскоши», как не работающий премьер, Григол Мгалоблишвили и подал в отставку - хотя слухи винят в этом конфликт с президентом, который якобы даже запустил мобильником в голову молодого премьер-министра.
30 января Михаил Саакашвили представил нового главу правительства – им стал Ника Гилаури, до последнего времени занимавший пост министра финансов, и это решение стало своего рода сюрпризом. В тбилисских «великосветских» кругах предрекали, что на этот раз премьером станет мэр грузинской столицы Гиги Угулава, который, согласно молве, давно ожидает этого назначения и даже готовится президентом в свои преемники. Та же молва затем заявила, что и на этот раз для Угулавы не смогли найти достойной замены. А выдвижение Гилаури в целом сочтено удачным шагом. Этот чиновник известен очень успешной работой на двух министерских постах, оба из которых он занимал долгое время. После «революции роз» Ника Гилаури возглавил грузинскую энергетику, и, благодаря ему, сегодня в стране уже забыто словосочетание «дефицит электроэнергии», энергосистема работает как часы, а случающиеся аварии ликвидируются в кратчайшие сроки. Затем, возглавив министерство финансов, Гилаури отладил работу и этого ведомства, полностью исключив, в частности, такие явления, как хотя бы «технические» задержки зарплат бюджетникам либо другие платежи. Кроме того, этот чиновник известен своей неконфликтностью и умением работать «тихо», избегая внимания и пиара – качества, довольно ценные в глазах Саакашвили, не любящего харизматичных личностей в своем окружении.
Теперь кресло министра финансов займет заместитель главы ведомства Каха Баиндурашвили. Все остальные министры остаются на своих местах. Кроме того, с февраля Правительство Грузии пополнится двумя новыми министерствами – по региональному развитию и инфраструктуре, и по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи. Первое возглавит государственный министр по вопросам регионального управления Давид Ткешелашвили, аппарат которого упраздняется – а вернее, выделяется в отдельное министерство на основе объединения с инфраструктурным департаментом экономического ведомства. Второе новое министерство формируется на базе соответствующих служб министерства юстиции. А стать «тюремным» министром предстоит единственному новому лицу в правительственной команде - Дмитрию Шашкину, который до этого возглавлял местное представительство Международного республиканского института (IRI).
Таким образом, в команде Саакашвили продолжается традиция черпать кадры из неправительственного сектора. Кстати, представление Шашкина стало самым неожиданным решением – до последнего момента кандидатом на этот пост называлась замглавы МВД Эка Згуладзе, и имя бывшего правозащитника прозвучало лишь после того, как в парламент поступили документы по представлению нового кабмина. Для оппозиции этот сюрприз оказался неприятным – она привыкла опираться на НПО, и оппозиционерам будет сложно критиковать министра, который еще вчера занимался правозащитной деятельностью в одной из наиболее авторитетных организаций, вплотную работая в той самой сфере, которую Дмитрий Шашкин теперь постарается усовершенствовать в качестве члена правительства.
Что касается будущего премьер-министра Грузии, то Ника Гилаури пока сделал лишь одно заявление о дальнейших планах. Единственным приоритетом своей деятельности он назвал борьбу с безработицей. «Лично у меня не будет ни десяти, ни пяти, ни двух приоритетов, у меня будет только один приоритет - борьба с безработицей, создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся», - сказал Гилаури журналистам после визита в парламент. И добавил, что мировой экономический кризис уже повлек некоторые изменения в правительственной программе «Единая Грузия - без бедности». Кроме того, будущий премьер пообещал ответить на все вопросы парламентариев по Ингури-ГЭС, расположенной в зоне российско-грузинского конфликта (см. «Капитал.kz» за 15 января 2009 года).