Как теперь будут жить в Казахстане
Падение курса тенге приведет к удорожанию жизни в стране. Проблема в том, что тенге как национальная валюта обеспечивается только сырьевыми товарами: нефтью, газом, металлами, немного зерном. Национальная промышленность пока не в состоянии обеспечить внутренние потребности страны в качественной продукции. Поэтому следует ожидать, что на часть товаров цены вырастут.
По оценке Геннадия Шестакова, председателя Совета ассоциации таможенных брокеров РК, наша страна импортирует практически все группы потребляемых товаров: начиная от продукции машиностроения и заканчивая продуктами питания. Так, например, Казахстан импортирует более 90% потребляемой бытовой техники, 90% машин и оборудования, 100% резинотехнических изделий, 100% электротехнического оборудования, 100% металлопроката, 95% кровельных материалов, 95% пластика и изделий из него, 90% одежды, 80% молока, порядка 35% мяса, 90% свежих фруктов и овощей, 50% мебели и 100% сырья и фурнитуры для производства мебели, 40% мяса курицы, 50% алкоголя.
Однако все эти товары пойдут в рост. Так, весь строительный лес, более половины импорта машин и оборудования, резинотехнических изделий, электромеханического оборудования и молока поставляется в Казахстан из стран СНГ, прежде всего из России и Украины. Валюты этих стран уже потеряли свыше 30% своей стоимости, соответственно паритет покупательской способности наших валют примерно стабилизировался до предкризисного уровня. «Но стабилизация цен в этом случае зависит от того, насколько быстро импортеры и экспортеры перейдут на расчеты в национальной валюте, например на рубли, - отметил в интервью «Капитал.kz» г-н Шестаков. – У меня есть рублевый счет, но пока мои клиенты считают в долларах США».
Также, по мнению эксперта, будет происходить быстрое замещение товаров по странам производителей. Например, импортеры электротехнического оборудования и мебельного сырья перейдут на закуп товаров в странах СНГ. За счет этого средний рост стоимости импорта этих групп товаров в тенговом выражении вырастет не так значительно.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке овощей и фруктов. Учитывая дешевизну продукции в Китае, импортеры, возможно, пойдут на сокращение своей маржи, оставаясь в зоне прибыльности. Но валюты Узбекистана и Киргызстана также подвержены риску снижения курса, поэтому общий уровень цен не должен резко вырасти.
Как ни странно, но Казахстан импортирует и мясо. В основном для производства колбас и переработки. Учитывая это, следует ожидать, что колбасы и мясные полуфабрикаты тоже подорожают, если их производители не смогут заменить импорт отечественным сырьем.
В наилучшем положении оказываются отечественные производители продуктов питания. На фоне шока должен произойти рост производства и продаж традиционных отечественных и, главное, недорогих продуктов питания. «Мы сейчас очень радуемся решению Нацбанка, - поделился своими впечатлениями с «Капитал.kz» директор АО «Вита» Петр Потапов. - Благодаря снижению курса тенге импортная продукция становится неконкурентоспособной, что дает возможности роста для отечественных компаний. Сегодня мы можем удовлетворить до 70% в потребности населения в продуктах питания: это в основном базовые продукты. Поэтому с голоду Казахстан не помрет».
Рост продаж отечественной продукции при снижении курса нацвалюты показал рынок Украины, рассказала в интервью «Капитал.kz» директор консалтинговой компании «Розница-UA» Анна Пацюк. Здесь, начиная с ноября 2008 года, курс гривны снизился с 5 гривен за $1 до 9 гривен сегодня. «Все отечественные продукты или производства СНГ будут держаться», - считает она. Одновременно произойдет сокращение объемов потребления населения, что почувствуют на себе ритейлеры. К примеру, такой показатель как «средний чек» в казахстанской рознице уже сократился за последние полгода на 15-20%. В течение 1-1,5 месяцев «средний чек» продолжит падение. Суммарное сокращение этого показателя составит порядка 30%, то есть будет сравнимо с уровнем обесценивания тенге. «И люди станут более чувствительны к скидкам и дисконтам», - подчеркнула г-жа Пацюк.
Можно попытаться объяснить происходящее, используя теорию поведения человека. Для этого необходимо показать «пирамиду Маслоу». Согласно данной теории, у каждого человека есть 5 основных групп потребностей. Здоровый человек постоянно продвигается в направлении зрелости и самоактуализации. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические – потребности в воде, пище, сне и воспроизведении. За ними следует потребность в безопасности. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Кроме основных потребностей существуют потребности высшего уровня – самореализация, самодостаточность.
Но если «вынимать» кирпичи из основания пирамиды, то все это «сооружение», то есть потребности человека, снизится до уровня разрушения. В случае с настоящей ситуацией шоковая терапия приведет к тому, что кирпичи будут «вынимать» на 2-м уровне - «Потребность в безопасности». Соответственно разрушится вся надстройка выше этого уровня. Следовательно, разрушается и вся социальная структура общества, и мы должны начать жизнь сызнова. Будет потеряно доверие общества к тенге и финансовой системе страны.
Социальный шок станет причиной того, что большая часть общества неопределенное время будет чувствовать страх и неуверенность в будущем. Это приведет к сокращению всякого потребления кроме товаров первой необходимости, таких как одежда и продукты питания. Поэтому вполне вероятно, что население «вспомнит» свои забытые привычки держать про запас следующие продукты: соль, спички, макароны, жиры, мука, консервы.
Стресс будет продолжаться до окончания периода неопределенности. Его продолжительность будет определяться мерами Нацбанка по стабилизации курса тенге, так как общество и экономика уже привыкли к тому, что курс валюты обычно стабилен и прогнозируем.
Берик Тапишев, генеральный директор компании «Оптовый клуб», согласен с тем, что в наименьшей степени пострадает торговля, завязанная на отечественных производителей. При этом будет происходить замещение более дорогих продуктов более дешевыми. Например, если 80% продаж колбасных изделий в магазинах «Арзан» составляли копченые колбасы, то теперь их доля сократится до 20%, а основные продажи обеспечат относительно недорогие вареные колбасы. Также произойдет с дорогим алкоголем и шоколадом, которые традиционно относятся к предметам роскоши, нежели продуктам повседневного спроса.
Уровень «среднего чека», по мнению г-на Тапишева, не изменится и сохранится на уровне 5-6 тыс. тенге для крупных ритейлеров типа «Арзан» или «Магнум» и 1 тыс. тенге для формата «магазин у дома». Скорость роста цен, как считает руководитель компании, для импортируемых товаров может составить до 5-10% в месяц в течение 3-4 месяцев. Это связано с тем, что товарные запасы у многих ритейлеров обеспечивают 4 месяца работы, и данные продукты закуплены по прежним ценам.
Главным же плюсом кризиса является то, что он поможет быстро вытеснить с рынка малоэффективных производителей и продавцов, остальных заставит более жестко контролировать расходы. Для остальных кризис станет своеобразным экзаменом на грамотность.