но правительство не позволит ценам на ГСМ пойти дальше
Эксперты прогнозируют в Казахстане рост цен на ГСМ и дизельное топливо. Как отметил в интервью «Капитал.kz» Дмитрий Александров, аналитик Financial Bridge, Казахстан очень зависим от российского импорта нефтепродуктов. По его мнению, проблемы республики на рынке ГСМ могут произойти за счет ускоренной девальвации в России и осуществления расчетов между странами за нефтепродукты в долларах. «Казахстан может потерять достаточно много на российском импорте, поэтому такие потери придется компенсировать за счет внутреннего рынка», - уверен эксперт. Кроме того, г-н Александров считает, что цены на нефть на мировых рынках в перспективе будут демонстрировать динамику роста, что в последующем спровоцирует рост цен на ГСМ. По мнению эксперта, прогнозируемый рост цен на бензин и дизельное топливо имеет под собой реальную основу, и он не будет носить спекулятивный характер.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил министерству энергетики и минеральных ресурсов принять меры по сдерживанию роста цен на ГСМ, сообщает информационное агентство «Интерфакс-Казахстан». Как рассказал глава ведомства Сауат Мынбаев, цены на ГСМ в стране пока стабильные, хотя по отдельным видам бензина в некоторых регионах страны был отмечен рост. Г-н Мынбаев обратил внимание на увеличение импорта нефтепродуктов из России, который, вследствие их предыдущей девальвации, начал активно заполнять казахстанский рынок, что снизило возможности Казахстана по отгрузке отечественных нефтепродуктов. По мнению министра, в такой ситуации существуют факторы, которые способствуют увеличению цены на внутреннем рынке и требуют постоянного мониторинга. Напомним, что ранее, 1 ноября прошлого года, МЭМР был подписан меморандум с производителями ГСМ о снижении цен на внутреннем рынке Казахстана.
Карим Масимов поручил министерству обеспечить ГСМ в период посевной кампании, и, отмечая возможность повышения цен на ГСМ, предложил удерживать цены до особого распоряжения через систему «КазМунайГаза». Для поддержания конкурентоспособности отечественной продукции и в силу других экономических факторов на прошлой неделе в Казахстане была проведена девальвация национальной валюты. Напомним, что с 4 февраля Национальный банк перестал поддержание тенге в прежнем неявном коридоре и установил новый уровень обменного курса национальной валюты в коридоре около $1/150 тенге плюс/минус 3%. По данным Национального банка, за прошлый год к январю 2009 года девальвация национальных валют к доллару составила: в России 44%, в Беларуси - 28%, на Украине - 52,5%, в Великобритании - 38%, в еврозоне - 13%, в Норвегии - 28%, в Бразилии - 31%, в Австралии - 27%, в Канаде - 26%. В Казахстане после установления нового курса национальной валюты к доллару был отмечен необоснованный рост цен на ряд товаров первой необходимости, в том числе подскочили цены на бензин на ряде АЗС. В течение недели цены стабилизировались, но, как отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров, в феврале цены на ГСМ пойдут вверх, что в первую очередь связано как с динамикой цен на нефть на мировых рынках, так и с последствиями девальвации национальной валюты. По его словам, в России цены на бензин не следовали за ценами на нефть, они соответствовали уровню цен в $80 за баррель. «Таким образом, правительство давало возможность нефтяным компаниям компенсировать потери резкого падения цены на углеводороды на мировых рынках за счет поддержания цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», - говорит г-н Назаров. По его прогнозам, уже в феврале в России ожидается рост цен на бензин, и как он полагает, подобная динамика может проявиться и в Казахстане.
В связи с девальвацией тенге конкурентоспособность отечественных товаров снова повысилась, что делает более выгодным экспорт нефтепродуктов, нежели осуществление их поставок на внутренний рынок, считает Мажит Есенбаев, председатель Агентства Казахстана по защите конкуренции. По его мнению, следует рассмотреть возможность увеличения экспортной таможенной пошлины на бензин и дизельное топливо и вернуться к прежним ставкам. Глава госагентства также считает возможным повышение цен на рынке ГСМ. «Особенно это касается дизельного топлива в период начала посевных работ», - уверен он.
С точки зрения Дмитрия Александрова, Правительству Казахстана следует скорее в административном порядке снижать цены на заправках «КазМунайГаз» и «Мангистаумунайгаз», что вынудит остальных участников рынка подтягиваться к заданному уровню цен. «Снижение привлекательности экспорта приводит к тому, что падает цена на внутреннем рынке. В России было то же самое», - поясняет г-н Александров. По мнению аналитика, введение экспортных пошлин оказывает воздействие лишь на оптовый рынок, в розницу же снижения цен на ГСМ не происходит. В Казахстане такая ситуация, на его взгляд, еще более ярко выражена: наличие всего трех НПЗ, импорт из России. Только через основных игроков, сеть АЗС «КазМунайГаз» и Гелиос, можно добиваться регулирования цен на розничном рынке, уверен российский аналитик.