Проникновение сотовой связи достигло 86%
По итогам 2008 года уровень номинального проникновения мобильной связи в РК наконец-то перешагнул рубеж в 100%. Об этом говорится в сообщении, распространенном компанией ikS-consulting. Общее количество зарегистрированных абонентов сотовой связи в Казахстане достигло 15,9 млн. человек, увеличившись на 27% по сравнению с началом года.
По оценкам iKS-Consulting, суммарная база активных абонентов (то есть воспользовавшихся хотя бы одной платной услугой в течение 3 последних месяцев) составила на конец года 13,3 млн. человек. Таким образом, реальное проникновение сотовой связи достигло 86%.
Благодаря опережающему росту в 4 квартале доля рынка ТОО «КаР-Тел» по числу активных абонентов на конец 2008 года увеличилась до 47%. При этом лидерство по доходам по-прежнему сохраняется за ТОО «GSM-Казахстан» – по оценкам iKS-Consulting, на долю этого оператора пришлось более половины всего объема рынка. Совокупный доход операторов составил порядка $1,85-1,95 млрд. (по курсу 2008 года). Доход ТОО «GSM-Казахстан» составил около $1 млрд., чистая операционная выручка ТОО «КаР-Тел» по итогам 3 кварталов 2008 года составила $546,7 млн.
Такой показатель как ARPU (средний доход оператора с одного абонента в месяц) постепенно снижается. Так, по итогам 3 квартала 2008 года ARPU «Билайн» составил $12,1. Это говорит о снижении уровня эффективности данного вида деятельности на единицу инвестиций, но и, косвенно, о снижении потока самих инвестиций. Одновременно увеличивается показатель MOU (средний объем трафика, генерируемый одним абонентом). Вместе эти показатели говорят, что рынок мобильной связи в РК становится все более зрелым, и он требует от операторов новых видов услуг, которые пока не были востребованы рынком.
Показатели уровня проникновения, достигнутые в 2008 году, говорится в отчете iKS-Consulting, будут стимулировать операторов к поиску источников роста доходов в смежных отраслях связи. Так, ожидающееся в 2009 году развертывание сетей 3G в совокупности с бурным развитием рынка интернет-доступа обеспечит потенциал для развития сегмента мобильной передачи данных. При этом успешное продвижение услуги будет зависеть не только от выдерживания сотовыми операторами требований к качеству соединения и сохранения стоимости услуг на среднерыночном уровне, но и от конкретного наполнения сетей. Это создаст новые возможность для развития малого и среднего бизнеса в сфере создания и продажи контента. Кроме того, возможно усиление наметившейся в 2008 году тенденции развития сотовыми операторами сегмента дальней связи и предоставления интересных ценовых предложений на звонки в ближнее и дальнее зарубежье.
Сами операторы мобильной связи уверены, что потенциал для роста активной абонентской базы сохраняется, так как суммарная активная база абонентов не превышает 13,5 млн. пользователей. Экономический кризис начал оказывать влияние на отрасль сотовой связи в Казахстане уже в конце 2008 года, конъюнктура 1 квартала текущего года, в частности, одномоментная резкая девальвация национальной валюты усугубляет ситуацию. «В этих условиях Beeline делает приоритет на сохранении эффективности бизнеса через сокращение издержек, стимулирование увеличения пользования услугами, удержание лидерства в подключении новых абонентов, – отметил в интервью «Капитал.kz» Павел Родин, руководитель PR-службы ТОО «Кар-Тел». – Мы намерены серьезно работать над лояльностью наших абонентов, в первую очередь высокодоходных, через совершенствование уровня сервиса и развитие таких программ как VIPclub».
«Первоочередная задача, которая стоит перед ТОО «GSM-Казахстан» в сложившихся экономических условиях – поддержать тот уровень доходности, который будет отвечать ожиданиям акционеров компании, – сказала в интервью «Капитал.kz» Аида Досаева, директор департамента по корпоративным коммуникациям ТОО «GSM-Казахстан». – И, разумеется, пока существует резерв для роста абонентской базы, мы будем предпринимать действия, направленные на увеличение доли рынка как за счет притока новых абонентов, так и введения новых сервисов и услуг. 2009 год будет сложным в связи с мировым экономическим кризисом, а также девальвацией тенге. Компания будет стараться увеличить долю рынка, сохранить уровень ARPU и уровень трафика путем проведения кампаний, предложения и продвижения новых дополнительных услуг».