Правительство странно считает людей, цены и деньги
Набившая оскомину перепись населения, которую планировали долго, но отложить на время кризиса по ряду причин не смогли, представляется самой общественности не самым умным ходом. В принципе, намечалась она давно, но появление счетчиков в квартирах наряду с усугубляющейся криминальной обстановкой вызывает как минимум недоумение. К тому же грамотно считать, как выяснилось, у нас не получается, а воспользоваться подсчетами еще сложнее.
Пожалуй, один из показателей не совсем грамотного сведения сведений (простите за каламбур) – показатель февральской инфляции. Цифра в 0,8% за месяц выглядит просто великолепно. Иными словами, «в Багдаде все спокойно». Но казахстанцы благодаря финансовой и другой грамотности все же понимают, что такой цифра просто не может быть. Или может, но на нее ориентироваться не стоит.
После девальвации увеличение цен произошло практически повсеместно. И не на 0,8%, как утверждает статистика. Другое дело, что после на заседаниях правительства руководитель каждого ведомства отчитывался о благоприятной обстановке. Однако к цифрам это отношения не имеет.
Из «Методологических положений по статистике цен», документа Агентства по статистике РК под общей редакцией нынешнего министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова, становится ясно, что «Обследование уровня и динамики цен и тарифов ведется на всей территории республики по выборочному кругу базовых объектов наблюдения и отобранному набору товаров и услуг. Формы статистической отчетности по ценам имеют вид вопросников или анкет». Иными словами, на реальные цены внимания никто не обращает.
Есть еще и такой метод регистрации цен – «документальный учет фактов». Документированный метод наблюдения использует заполнение форм специалистами базовых предприятий. Понятно, что о повышении цен сами они не напишут, поскольку начнутся воздействия административного характера.
Недавно продавец одного из алматинских рынков рассказал «Капитал.kz», как рынок посещал аким. Незадолго до его приезда директор рынка разослал по рядам своих контролеров с требованием заменить ценники. Торговцы «скостили» цены, началась бурная перепродажа картофеля и моркови между продавцами. Затем появились высокие гости, проверили соответствие государственной политике по недопущению роста цен в отдельно взятом рынке, констатировали благоприятную ситуацию, и делегация удалилась. Продавцы заменили ценники на старые, после чего благополучно вернулись к привычному «образу жизни».
Цены выросли вместе с долларом, и отрицать это, скрываясь за 0,8%, по крайне мере, бессмысленно. Декларирование нормальной обстановки и приличных макроэкономических показателей не добавляет плюсов к политике в целом. Создается впечатление, что политики просто не знают, как быть.
Партия «НурОтан» ведет ежедневный мониторинг цен на продукты питания, потребительские товары и медикаменты. Секретарь партии Ерлан Карин на заседании общественно-консультативного совета «Абырой» в середине февраля заявлял, что «в связи с девальвацией тенге отмечается рост цен на продукты питания, потребительские товары. Во многих регионах рост цен на продукты питания составил от 30 до 40%. Как бы мы ни отрицали, все равно эта проблема есть, и она очень сильно ударила по положению простого населения».