Мораторий на проверки может быть нарушен
Налоговый комитет Министерства финансов Казахстана и госагентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиция) договорились сотрудничать для выявления и пресечения схем уклонения хозяйствующими субъектами от уплаты налогов.
«Мы давно хотим остудить энтузиазм определенной категории наших граждан, действия которых перешли в уголовную плоскость. Более того, здесь уже прослеживается создание устойчивых преступных групп, использующих различные схемы уклонения от уплаты налогов», – заявил Даулет Ергожин, председатель Налогового комитета минфина.
Рустам Ибраимов, первый заместитель председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, сообщил, что 31 марта этого года налоговым комитетом и финполицией заключено соглашение о взаимодействии в области выявления и пресечения схем уклонения от уплаты налогов.
Достигнута договоренность об осуществлении взаимодействия по предупреждению и выявлению фактов неправомерного возврата НДС, фактов лжепредпринимательства, а также о проведении совместных мероприятий в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов в сфере оборота подакцизной продукции: нефтепродуктов, алкогольной и табачной продукции.
Будут проводиться проверки крупных реализаторов оргтехники. «Результаты будут обнародованы скоро, и ряд руководителей аффилиированных компаний уже, насколько мне известно, задержаны финансовой полицией», – сказал г-н Ергожин.
Пока же Налоговый департамент Алматы опубликовал список неплательщиков налогов. Сумма задолженностей в самом большом городе республики составила более 9 млрд. тенге. В список вошли 50 должников. Долг перед государством варьируется от 150 тыс. тенге до 700 млн. Список пополнили такие известные люди, как руководитель школы демократии и просвещения Булат Абилов, который задолжал 119 млн. тенге, и президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов, который фигурирует в списке как глава объединения детско-подростковых клубов. Он остался должен более 72 млн. тенге. Однако представители бизнеса задолженность отрицают. «Меня включили как председателя детско-подросткового клуба, но я уже дал опровержения, и уголовное дело открою, если не уберут. Я уже статкарточку предоставил, что я никакого отношения к этому не имею, и фамилия там другая», – пояснил «Капитал.kz» Талгат Акуов.
Однако фамилия г-на Акуова до сих пор находится в списке неплательщиков, вывешенном в интернете. По словам президента НАП, сегодня сам Налоговый кодекс вынуждает не платить налоги.
«Сегодня те, кто будет работать по Налоговому кодексу, – сразу прогорит. Малый бизнес не может чисто работать по Налоговому кодексу», – пояснил «Капитал.kz» г-н Акуов.
По словам Даулета Ергожина, уже выявлен ряд предприятий, которые выполнили заказы в рамках госзакупок, но скрыли полученные в результате доходы. «Такие «герои» есть во всех областях нашей страны. Благодаря тесному взаимодействию с казначейством, финполицией все они сейчас выявлены, и по ним проводится соответствующая отработка», – пояснил глава Налогового комитета минфина. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в республике применяются различные схемы уклонения от уплаты налогов, самой простой из которых является неприменение контрольно-кассовых машин при реализации товаров и услуг. Особенно остро, по мнению г-на Ергожина, стоит проблема по возврату НДС экспортерам. «Некоторые экспортеры искусственно завышают превышение НДС, подлежащее возврату из бюджета. К примеру, компания A закупает у компаний B и C – у своих связанных, аффилиированных сторон – продукт по завышенным ценам, реализует этот продукт на экспорт по заниженным ценам, возмещает из бюджета НДС и не уплачивает корпоративный подоходный налог в связи с убыточностью в результате превышения зачетного НДС», – пояснил г-н Ергожин.
Большой процент применения схем ухода от налогообложения, по его словам, также приходится и на строительную отрасль.
По мнению Тимура Назханова, вице-президента НАП, такие меры вынуждены применять из-за снижения поступления в бюджет. «Я думаю, что все это делается в связи с тем, что предприятия приостанавливают свою деятельность. Объемы упали, соответственно, они оплачивают меньше налогов или приостанавливают свою деятельность. Понятно, что бюджет недополучает суммы поступления в виде налогов, и они теперь пытаются, используя административные ресурсы для восполнения бюджета, выбивать из предпринимателей долги, в том числе по налогам. Это ни к чему хорошему не приведет», – рассказал «Капитал. kz» г-н Назханов.
Предприниматели опасаются, что в ходе выявления неплательщиков могут быть нарушены права, и автоматически расширен перечень исключений при моратории на проверки МСБ. «Понятно, что продлили мораторий до первого июля. Там есть несколько пунктов, по которым субъекты малого и среднего бизнеса могут проверяться, но при этом должно быть предписание соответствующих органов. Если будут документально смотреть, платит фирма налоги или нет – это одно дело, но если ходить по предприятиям – это совершенно другое. И опять, если мы говорим, что есть мораторий на проверки, тоже непонятно, каким образом они собираются это делать. Возможно, это в рамках хронометражных обследований, то есть они проводят хронометраж, как проводятся закуп, продажа и так далее, могут выйти в рамках данных мероприятий и обнаружить нарушение кассовой дисциплины», – говорит вице-президент ассоциации.
По его мнению, из списка, на который мораторий не распространяется, госорганы пытаются сделать много исключений. «То Нацбанк начинает проверять обменники, хотя это представители малого бизнеса, и их нельзя проверять. Потом выясняется, что прокурор Алматы вообще не был в курсе о том, что была санкция на то, чтобы проводить какие-то проверки, хотя Нацбанк утверждал, что они получили, зарегистрировали в генеральной прокуратуре. Мы столкнемся с нарушением закона. Наверняка будут нарушены права предпринимателей, и нарушено само постановление», – резюмировал Тимур Назханов.