Электронное лицензирование сократит коррупционные сборы
Процесс лицензирования вскоре будет оптимизирован. В ближайшем будущем количество лицензируемых видов деятельности сократится вдвое. А лицензироваться можно будет посредством интернета. Об этом «Капитал.kz» в эксклюзивном интервью рассказала Альфия Заитова, эксперт по вопросам лицензирования и добровольной ликвидации проекта USAID по улучшению бизнес-среды (BEI).
– Почему процесс лицензирования стал такой проблемой для предпринимателей?
– Дело в том, что сейчас, согласно действующему Закону о лицензировании, у нас предусмотрено 100 видов и 247 подвидов. Это очень много. В ряде других стран это количество ограничивается 4-10 видами. У нас виды регулирования, такие как аккредитация, сертификация, стандартизация, регламентированы с большим количеством других законодательных актов, по которым многие государственные органы не владеют информацией.
– Какие проблемы возникают у предпринимателей при получении лицензии?
– У нас в соответствии с действующим законодательством внедрен принцип «одного окна», который работает только в Алматы. То есть в этом случае проблем не возникает. Предприниматель обращается с заявлением к основному лицензиару, и уже потом лицензиар направляет запросы в соответствующие органы. В других регионах это не так. Там предприниматель собирает документы по всем инстанциям, и для этого требуется много времени и денежных трат. По законодательству предусмотрен срок от 10 до 30-и дней, но в большинстве случаев получается больше месяца.
Планируется разработка регламента, при котором принцип «одного окна» будет распространяться по всей территорию Казахстана. В принципе, каких-то определенных проблем в получении лицензии нет. Но если бы данный принцип заработал, то для предпринимателей это оказалось бы серьезным подспорьем.
– Какие меры будут предприниматься согласно концепции совершенствования и пересмотра разрешительной системы?
– В настоящее время, в соответствии с концепцией, которая одобрена в ноябре 2008 года, будет проводиться инвентаризация и пересмотр разрешительных документов. Иными словами, выборка законодательных актов. Хотелось бы отметить, что общее количество законодательных актов, которые регулируют разрешительную систему, нам не известно. Для облегчения указанной работы в рамках проекта USAID BEI разработано методическое пособие по проведению государственными органами инвентаризации и пересмотра разрешительных документов.
– Согласно концепции, какой процент видов лицензирования будет аннулирован?
– Количество видов предпринимательской деятельности, по которым необходимо сейчас получать лицензию, сократится вдвое. В соответствии с концепцией предусмотрено, что в первую очередь государственные органы должны провести инвентаризацию. Вторая стадия – это проведение пересмотра. Пересмотр проводится в два этапа: на государственном уровне и на уровне экспертной группы. Создается специальная экспертная группа, которая является конечной инстанцией. Государственные органы на центральном уровне должны провести инвентаризацию всех законодательных актов разрешительной системы. В последующем, если ставят вопрос, убирать определенный вид лицензирования или нет, заполняется лист оценки. Если данный вид деятельности не подлежит отмене, как считает государственный орган, он должен конкретно обосновать это со ссылкой на нормы закона, с указанием реально существующей проблемы. Затем экспертная группа проводит пересмотр на второй стадии. Вместе с представителем того госоргана, который заполнял лист оценки, экспертная группа решает, насколько этот вид лицензирования важен. Все документы направляются в министерство экономики и бюджетного планирования на утверждение.
– Почему Вы думаете, что госорганы откажутся от каких-либо видов лицензирования? Ведь изначально они их утверждали.
– Многим госорганам тяжело будет обосновать некоторые виды лицензирования. Потому что нет просто оснований для лицензирования определенных видов деятельности. И у них не будет выбора для отказа. В любом случае будет контроль над госорганами, поэтому придется пересмотр документов оценивать объективно.
– На Ваш взгляд, какие виды деятельности можно не лицензировать?
– Допустим, сфера спорта. Там лицензируются такие виды предпринимательства, как открытие кружка для образования. Для того чтобы ребенок просто пошел в какой-то кружок, этот кружок должен иметь лицензию. Я считаю, что в данном случае предприниматель, который осуществляет такой вид деятельности, может и не получать лицензию. То же самое касается и народного целительства. Не совсем понятно, зачем нужна лицензия. В целом, стоит вопрос о том, нужно лицензировать медицину или нет. Но в данном случае государственный орган обосновывает свою точку зрения тем, что затрагивается жизнь и здоровье человека. Непонятно и лицензирование адвокатской или нотариальной деятельности. Сейчас у нас нотариусы или кандидаты в адвокаты должны получать лицензию. Лицензирования данной деятельности необходимо отменить, потому что эти люди проходят соответствующую стажировку в тех же самых городских коллегиях адвокатов и нотариальных палатах. Кроме этого, основной критерий для осуществления адвокатской деятельности – это наличие юридического образования. Если человек имеет юридическое образование, прошел стажировку, то он может осуществлять деятельность без лицензии. Адвокатская, нотариальная, аудиторская, деятельность по оценке имущества (за исключением объектов стоимости нематериальных активов) и интеллектуальной собственности, физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, турагентская и туроператорская деятельность и другие виды могут регулироваться посредством введения институтов саморегулируемых организаций, с обязательным наличием договора гражданско-правовой ответственности.
Эти виды деятельности должны быть выведены из разрешительной системы.
– Сколько времени потребуется на рассмотрение видов лицензирования?
– Заседания экспертной группы начнутся уже во второй половине апреля. В зависимости от сферы деятельности государственный орган может представить перечень законодательных актов и свой лист оценки. То есть до середины апреля они должны провести уже выборку и пересмотр. Дальше будет работа экспертной группы, которая должна до конца июня представить список в министерство экономики и бюджетного планирования. Потом премьер-министру на рассмотрение. В ближайшее время, помимо сокращения видов лицензирования, планируется внедрение системы электронного лицензирования.
– Что собой представляет электронное лицензирование?
– Внедрением электронного лицензирования занимается Агентство по информатизации и связи (АИС) Казахстана. По некоторым видам лицензирования будет внедряться электронное лицензирование, то есть оформление лицензии по интернету. В электронном режиме идет согласование всех действий. В идеале внедрение Е-лицензирования должно позволить предпринимателям в интерактивном режиме получать разрешительные документы без непосредственного контакта с государственными органами.