Грузия будет сотрудничать с партнерами по двум конкурирующим проектам
Идея, впервые представленная в Украине в 2005 году, обрела «вторую жизнь» в Грузии. Официальный Тбилиси оформил меморандум о сотрудничестве в области реализации проекта газопровода «Белый поток» с британской компанией «White Stream Pipeline Company Limited». Он подразумевает уже ставшую классикой формулу – поставки «голубого топлива» из Центральной Азии в Европу в обход России, но по иному пути, чем это мыслилось прежде.
До сих пор, когда речь шла об экспортном маршруте для каспийского газа, альтернативном российской газотранспортной системе, подразумевался проект «Набукко». Его идея возникла пять лет назад, и первоначально отправной точкой проекта считался Персидский залив. Но в 2006 году из-за проблем Ирана проект переориентировали к Южному Кавказу. Сейчас реализация «Набукко» означает «продление» уже существующих мощностей из Азербайджана через Грузию в Турцию и из Ирана в Турцию до турецких проливов, далее в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию, где новая труба вольется в европейскую газотранспортную систему.
В отличие от этого проекта, зародившегося в ЕС, «Белый поток» задумывался как главный энергетический проект ГУАМ. Речь идет о строительстве около 100 км газопровода по территории Грузии и прокладке 650 км труб по дну Черного моря к берегу Крыма, где «Белый поток» вольется в украинскую ГТС через Феодосию и «потечет» далее в разные европейские страны. Альтернативный план предлагает продлить подводный трубопровод к Румынии. Этот проект в 2006 и, особенно, в 2007 году обсуждали на международных конференциях и встречах на высшем уровне, но «Белый поток» все равно оставался в тени «старшего брата», не привлекая к себе заметного внимания СМИ.
Теперь же он оказался в центре внимания – причем сразу вслед за тем, как в Европе отгремели страсти по «Набукко», и Евросоюз, следуя требованиям восточноевропейских стран, вернул «старший» газопровод в число своих приоритетных проектов, финансирование которых идет отдельной строкой в бюджете объединения. «Набукко» – уже вполне «зрелый» проект, имеющий сильную международную поддержку. Его реализация выглядит делом решенным – особенно после того, как проект выдержал атаку западноевропейцев, лоббировавших российские «Северный поток» и «Южный поток». Начало работы «Набукко» намечено на 2013 год. В отличие от него, «Белый поток» пока еще не имеет технического обоснования – эта работа ведется и завершится только через год-полтора. Что же вызвало актуализацию данного маршрута? Существует мнение, что дело тут в Украине, которой Россия постоянно повышает цену на газ, параллельно наращивая политическое давление на официальный Киев. На этом фоне украинцам весьма кстати газопровод, который позволит не зависеть от прихотей Москвы и обеспечит потребности страны в собственных нуждах, а также выполнять хоть часть транзитных обязательств перед европейскими соседями.
На данном этапе «Набукко» и «Белый поток» выступают как проекты-конкуренты. Однако примечательно, что, подписывая меморандум с «White Stream Pipeline», министр энергетики Грузии Александр Хетагури заявил, что этот проект будет способствовать строительству газопровода «Набукко». Вряд ли министр имел в виду, что европейский консорциум, напуганный активизацией конкурента, бросится строить «старший» трубопровод ускоренными темпами. Тем более что «Белый поток» тоже планируется увязать с программой энергобезопасности и диверсификации поставок энергоносителей ЕС. Дело, скорее, в том, что на протяженности до черноморского побережья оба проекта практически дублируют друг друга. А значит, реализация «Белого потока» несколько укоротит и упростит «Набукко», добавив ему привлекательности в глазах инвесторов.
Оба проекта официально увязываются с каспийским месторождением «Шах Дениз». Проектная мощность «Набукко» составит до 32 млрд. кубометров газа в год. До этой же цифры можно будет довести «Белый поток», хотя на первом этапе его мощность прогнозируется на уровне 8 млрд. В Баку планируют довести добычу газа до 50 млрд. кубометров только к 2020 году, но есть серьезные сомнения, что Азербайджан сможет полностью заполнить «трубу» в обозримом будущем. Впрочем, не секрет, что настоящая, хоть и отодвинутая на перспективу цель транскавказских энергопроектов – центральноазиатские ресурсы, казахстанские и туркменские. Для этого и «Белый поток», и «Набукко» предполагают строительство газопровода по дну Каспия. Данный трубопровод и является той ключевой деталью, от которой зависит рентабельность других газопроводов. Также известно, что на январское совещание по «Набукко» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не приехал, хотя приглашение получал.
Примечательно, что подписание меморандума с «White Stream Pipeline Company Limited» увенчало восьмую тбилисскую международную конференцию «Нефть и газ. Энергетика и инфраструктура Грузии» (GIOGIE-2009), на которую съехались две сотни делегатов из тринадцати стран мира. И основным вопросом на ней были как раз перспективы транспортировки туркменского и казахстанского газа посредством транскаспийского газопровода. Главным спонсором форума выступила дочерняя компания азербайджанской госнефтекомпании «SOCAR Energy-Georgia». И в эти же дни в грузинской столице побывал министр иностранных дел Азербайджана.
Эльмар Мамедъяров, согласно официальной информации, приехал обсудить с высшим руководством Грузии политические и экономические вопросы, региональные энергетические и транспортные проекты, а также согласовать взаимную поддержку Тбилиси и Баку на международной арене. В программу визита вошла и встреча с президентом Михаилом Саакашвили. Ни о каких подробностях по итогам переговоров не сообщалось, но известно, что транзит энергоресурсов – это стержень, на котором выстроено грузино-азербайджанское партнерство.
Единственный вопрос, по которому содержательно высказался Мамедъяров 3 апреля, в последний день визита, это недавнее соглашение между азербайджанской «SOCAR» и российским «Газпромом». Представитель Баку заверил, что контракт не помешает выполнению пятилетнего соглашения о поставках газа грузинским потребителям по льготной цене, не создаст проблем диверсификации транспортировки азербайджанского газа и реализации проекта «Набукко». «У нас достаточно запасов газа, – заверил Эльмар Мамедъяров. – Мы должны открыть все дороги и возможности. Это – коммерческий вопрос». В то, что для Грузии азербайджанского газа хватит, сомневаться не приходится. Но хватит ли его для заполнения двух трубопроводов в Европу при одновременном экспорте в Россию? Похоже, без транскаспиийского газопровода «Белому потоку» и «Набукко» действительно не обойтись…