Нынешний глава «Казатомпрома» Владимир Школьник парой недель раньше заявил, что для развития производства в Казахстане необходимо защитить свой рынок от импорта третьих стран. Бывший министр хотел создавать условия для того, чтобы деньги можно было инвестировать и защитить нарождающуюся продукцию. Президент АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев считает, что многие из отечественных производителей не обладают достаточными управленческими и материальными ресурсами для эффективного продвижения продукции даже на внутреннем рынке, не говоря об экспорте. Об этом он заявил в интервью «Капитал.kz»
– Каким образом, на Ваш взгляд, можно защитить отечественную продукцию от импорта?
– В течение только 2008 года почти всеми странами «большой двадцатки» приняты почти полсотни протекционистских мер. Треть из них представляет собой просто-напросто повышение таможенных тарифов на импорт зарубежных товаров. Как вы думаете, какая отрасль оказалась наиболее защищаемой национальными правительствами? Автопром. Причем как в развитых странах с вековым машиностроительным прошлым, так и в молодых экономиках.
Даже такие наши соседи, не имеющие внутреннего автопроизводства, как Кыргызстан, повысили пошлины на ввоз автомобилей. Другие, наряду с ужесточением таможенных барьеров, субсидируют экспорт, предоставляют производителям налоговые льготы и доступное финансирование. Казахстан же, невзирая на кризисные реалии, пока сохраняет исключительно мягкий таможенный режим: средний уровень импортных пошлин в развивающихся странах без учета нетарифных барьеров равен 11%, у нас – всего 6,6%!
А мы из года в год задаемся одним и тем же вопросом: почему у нас стагнирует несырьевой сектор экономики? Потому, что при распахнутых внешнеторговых границах новое, сильное производство не возникает! Это непреложный закон рынка. Не мы его изобрели, но мы им пренебрегаем. Наши региональные конкуренты и партнеры с этой истиной отлично знакомы.
Китай, установив 100%-ную планку ввозных пошлин, за пару десятилетий стал 3-й по величине мировой автодержавой. Через аналогичные барьеры Индия, Корея, Бразилия перешли от сборки зарубежных моделей к собственным инженерным разработкам, полному циклу автомобилестроения и региональному лидерству. Мы можем использовать их опыт, а можем продолжать ждать чуда, по-прежнему покупая китайские стройматериалы, узбекские и корейские автомобили, российское продовольствие!
– Какие именно проблемы возникают у отечественных производителей из-за импортного товара, помимо конкуренции?
– Существует традиционное недоверие к качеству отечественных потребительских товаров, истоки которого ведут еще в советское прошлое. Очень часто это недоверие является обоснованным. Танки мы делали лучше других, а вот элементарные товары повседневного спроса не всегда удавались. Потому на завоевание широкого спроса новым казахстанским продуктам в этом секторе порой требуется длительное время. Более того, многие из отечественных производителей не обладают достаточными управленческими и материальными ресурсами для эффективного продвижения продукции даже на внутреннем рынке, не говоря об экспортных амбициях.
Но это барьеры второго порядка. При отсутствии тарифно-таможенной протекции, сопоставимой с той, что оказывают национальным производителям власти более конкурентоспособных стран, разговор о выживании новых предприятий обрабатывающего сектора не имеет продолжения.
– Что необходимо сделать для привлечения инвестиций?
– Прежде всего, не пытаться искать «особый путь». Все инструменты стимуляции промышленного роста и привлечения зарубежного капитала разработаны и апробированы задолго до распада «соцлагеря».
Главное условие притока инвестиций – наличие понятных условий ведения бизнеса, которые не менялись бы в долгосрочной перспективе. В отечественной промышленной политике слишком велико число макроэкономических проектов – один сменяет другой, так и не будучи реализованным до конца.
Важно более отчетливо, чем сегодня сформулировать отраслевые приоритеты и принять перечень протекционистских – в здоровом смысле – мер, которые бы не декларативно, а на деле способствовали росту конкретных отраслей. И одно из главных среди необходимых решений – приблизить казахстанскую тарифно-таможенную политику к практике успешных стран-конкурентов. А если конкретнее – усилить субсидирование экспортных товаров и поднять уровень импортных пошлин с унизительного минимума сырьевого придатка, по меньшей мере, до тарифов наших ближайших соседей по СНГ! Во всяком случае, такие планы должны быть реализованы Казахстаном в рамках таможенного союза с участием России и Беларуси.
В этом случае зарубежный капитал польется не только в добывающий сектор, но примет участие и в несырьевых проектах. В автомобильной сфере этот прогноз наглядно подтверждает интерес концернов Renault-Nissan-АВТОВАЗ к развитию сотрудничества с АО «АЗИЯ АВТО», созданию автосборочного завода в Астане, а также открытие представительства Toyota. Свои инвестиционные намерения эти бренды обнародовали параллельно с заявлениями мининдустрии о планах по повышению пошлин на ввоз автомобилей на основе результативного опыта России. Там с момента повышения пошлин выросло 14 новых современных автопроизводств, и инвестиционная активность в отрасли лишь нарастает.
– Почему сейчас инвесторам не интересен казахстанский рынок?
– По той же причине, по какой инвесторам не был интересен российский рынок до умеренного повышения там пошлин на ввоз автомобилей. Капиталовложения в беспорядочный рынок, практически полностью регулируемый теневым сектором, это нонсенс. А казахстанский рынок, порядка 90% которого составляют автомобили, за рубежом подлежащие неминуемой утилизации, именно таким и является. В этом его уникальность. Уникальность со знаком минус. Мало где в мире вы обнаружите страны, добровольно и за свой счет решающие вопрос вывоза экологически опасного автохлама с территории развитых государств.
В рынок, загроможденный дешевым импортом, ни один инвестор вкладываться не станет. Вот почему автопроизводство в Казахстане представлено сегодня лишь тремя предприятиями. Стоит приблизить наш таможенный режим хотя бы к наиболее мягким образцам, принятым за рубежом, и инвестиционный потенциал отечественного рынка естественным образом возрастет.