Тенденции развития бизнес-образования в Казахстане в условиях кризиса
В Казахстане академическое образование имеет свою долгую традицию, что не скажешь о бизнес-образовании, которое в начале своего становления было интуитивным. Его история начинается с 2000-го года, когда казахстанский бизнес становился более системным, что и привело к развитию и открытию бизнес-школ. Опыт мировых бизнес-школ показывает, что экономический кризис в значительной степени сегодня способствует эволюции и распространению различных образовательных программ.
О том, как происходит развитие бизнес-программ в Казахстане, какие проблемы его сопровождают и перспективах его развития в интервью «Капитал.kz» рассказала Аружан Сейтказиева, вице-президент, директор Международной бизнес-школы (IBS).
– Есть ли сегодня проблемы, мешающие развитию бизнес-образования в РК? И в чем они заключаются?
– Здесь стоит обозначить шесть блоков проблем. Во-первых, необходима разработанная законодательная нормативная правовая база, которая способствовала бы развитию качественных бизнес-образовательных программ, в частности MBA-программ. Их специфика, в отличие от программ на уровне бакалавриата, заключается в том, что они должны носить не столько предметно-ориентированный, сколько проблемно-ориентированный характер.
Второй круг проблем строится на том, что бизнес-образовательные программы должны быть ориентированы на потребителя, то есть работодателя, поэтому и содержание программ должно быть направлено на те навыки и дисциплины, которые будут нужны в ходе профессиональной деятельности.
Третий блок проблем связан с профессорско-преподавательским составом MBA-программ, который должен сочетать в себе умение делать то, о чем рассказывает, обладать методами, технологиями обучения взрослых людей, разрабатывать и обсуждать кейсы, доходя до сути предмета, знать теорию предмета, который ведет.
Четвертый блок проблем – это учебно-методическое обеспечение. Сегодня на казахстанском рынке бизнес-образования превалирует огромное количество переводных западных учебников, которые, в свою очередь, не учитывают казахстанскую специфику. Встает вопрос: каким образом можно обеспечить образовательный процесс учебниками, тем методическим материалом, который будет учитывать местную специфику?
Следующий блок проблем связан с постпрограммной работой (например, привязать выпускников программ к вузу, привлекая к учебному процессу). И последнее, когда мы говорим о бизнес-образовании как о бизнесе, то от того, как будет организован процесс обучения, насколько эффективен сам менеджмент внутри бизнес-школы, настолько качественнее и будут программы. В бизнес-образовательных структурах предпочтителен проектный подход к обучению, то есть каждую программу, каждую группу слушателей нужно рассматривать как проект. Именно в этом случае повышается ответственность слушателей программ.
– Привел ли кризис к росту спроса на программы Executive-МВА?
– Сложно сказать, что кризис привел к росту спроса на данные программы. Дело в том, что сама программа EMBA как образовательная услуга не была развита в Казахстане. Этот вопрос связан с регулированием, то есть программа не прописана в нормативно-правовых документах республики, поэтому те бизнес-школы, которые ее открывают, открывают в режиме эксперимента. И когда программа была запущена, стали приходить слушатели – топ-менеждеры бизнес-сообщества, что поспособствовало росту спроса.
– Меняется ли содержание программ в бизнес-школах в связи с кризисом?
– Да, сегодня многие менеджеры ищут пути выхода из кризиса, соответственно актуализировались не столько программы, а те дисциплины внутри программ MBA, которые связаны с управлением кризиса – риск-менеджмент, антикризисное управление, оргповедение – в рамках которых слушатели получают навыки по выходу из кризиса.
– Делается ли в содержании образовательных программ акцент на нетрадиционные управленческие решения, поиск новых областей для развития бизнеса, антикризисные программы?
– Да, но речь не идет о конкретно описанных схемах, речь идет о том, что в ходе занятий возникают ситуации, и слушатели ищут новый неординарный выход. При этом они используют инструменты, которые уже были заложены в теории. Другое дело, как они их используют, в каком наборе, в какой последовательности, в каком миксе, исходя из того, где лучше использовать административный ресурс, а где мотивационный фактор.
– Каковы, по Вашему мнению, пути трудоустройства MBA-выпускников?
– Во всем мире MBA-программы, в том числе в Казахстане, ориентированы на работающих людей, поскольку MBA – это искусство управлять. Человек должен уже иметь опыт работы для того, чтобы развиваться дальше, обеспечить себе карьерный рост и т.д. При этом если он обучается в магистратуре МВА, то там режим обучения построен так, что позволяет работать параллельно с образовательным процессом.
Обучаясь на MBA-программах, слушатель получает навыки презентаций, ведения переговоров, а также профессиональные знания. И когда он приходит трудоустраиваться, даже находясь на стадии обучения, выигрывает перед кандидатом, который не проходил обучение на программах MBA. Поскольку при интервьюировании он будет показывать более высокий уровень знаний, и ему отдадут предпочтение.
На этих программах бизнес-школы не натаскивают слушателей на конкретные знания, теорию, они развивают в них личность профессионала-управленца, а полученные знания делают слушателей более конкурентоспособными на рынке труда.
Степень MBA для работодателя – это некий залог, что у кандидата на должность есть одна из высших степеней послевузовского образования. Но в сегодняшних условиях смотрят в большей степени на профессиональные навыки, а не на диплом. То есть если несколько лет назад диплом MBA или ЕМВА мог стать входным билетом в ту или иную компанию и обеспечить своего владельца высокооплачиваемой должностью, то сегодня работодатель отдает предпочтение людям, чья квалификация подтверждается успешной работой на ответственных позициях. И сказать о том, что, обладая дипломом MBA, точно устроишься на работу, никто не может.
Другое дело, что кроется за этой степенью, за этим дипломом, получил ли он эти знания, навыки конкурентоспособные или пришел с нулевым уровнем знаний? Поэтому здесь стоит вопрос о качестве обучения на MBA-программах. Каждый вуз выдает свой диплом, а котируется он или нет, это определяется спросом работодателей. Это и есть критерий качества образования вуза. В дальнейшем мы к такому придем.
– Есть ли сегодня тенденция сокращения работодателями программ сотрудничества с вузами?
– Давайте немного разделим. С одной стороны, сейчас отмечена тенденция сокращения платежеспособного спроса, которая касается не только физических, но и юридических лиц. То есть идет сокращение бюджета у государственных и частных компаний и в составе бюджета, в первую очередь, сокращаются расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников.
С другой стороны, мы хотим наладить связь между бизнесом и вузом. И здесь встает вопрос о социальной ответственности бизнеса. Бизнес должен думать не только о своем развитии, качестве, рентабельности, но и должен нести ответственность за окружение, должен помогать обществу. Путем спонсорства, благотворительности, создания попечительских советов, корпоративных университетов.
Проблематика заключается в том, что бизнес и сами студенты не верят казахстанским вузам, по той причине, что казахстанское образование не соответствует международным требованиям и стандартам. Я с этим не согласна в том плане, что наше образование может и должно конкурировать с зарубежным. И для этого у него есть все предпосылки. Возьмем пример, наша налоговая, законодательная среда другая, отличная от зарубежной. Слушатель, обучаясь за границей, получает представление с учетом специфики законодательства той страны. Приезжая обратно, как специалиста его приходится переучивать, чтобы он вник в особенности казахстанского налогообложения, бухучета, формирования финансовых потоков. Это надо принять во внимание, и в связи с этим обучать своих специалистов, готовых работать в нашей среде, в наших условиях.
– Была ли уменьшена оплата за обучение в Международной бизнес-школе в связи с кризисом?
– Мы не пошли по пути уменьшения или увеличения, мы оплату оставили на том же уровне. За качество надо платить, и, если мы привлекаем к сотрудничеству бизнес-тренеров, профессионалов своего дела, соответственно это должно быть учтено в бюджете школы. Поскольку мы им должны создать материальную базу, предоставить администрирование на высоком уровне и т.д., а это все стоит денег. С самого начала мы не ставили целью получение больших прибылей. Сейчас мы хотим позиционироваться на рынке, в первую очередь, как школа, дающая качественное образование, поэтому наши цены можно назвать демократичными.
– Как будет развиваться бизнес-образование в ближайшие годы?
– Итогом кризиса будет кадровый голод, соответственно бизнес-образование будет развиваться, для чего сегодня необходимо «сдвинуться с мертвой точки» со стороны госорганов, приняв законодательную базу под бизнес-образование, чтобы оно было принято наряду с бакалаврским образованием. Но рано или поздно мы к этому придем.
Кроме того, рынок требует развития, и помимо нормативно-законодательной среды сегодня надо заложить основу и со стороны преподавательского корпуса, материально-технической базы, учебно-образовательных программ и т.д., для того, чтобы потом более активно выходить на рынок. По нашим оптимистичным и амбициозным прогнозам, произойдет это в ближайшие 2-3 года. За это время бизнес-образование наберет обороты, поскольку любой вуз сегодня ведет разговоры об открытии MBA-программ, предприятия реального сектора актуализируют вопрос о развитии краткосрочных программ повышения квалификации. Спрос есть, и он будет из года в год расти.