USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
73.35$
-0.330
BTC
102916.00$
-3071.000

Рынок пива перестал расти

Негативная тенденция будет продолжаться до 2011 годаМировой кризис и снижение покупательской способности населения уронили рынок...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Негативная тенденция будет продолжаться до 2011 года

Мировой кризис и снижение покупательской способности населения уронили рынок. В прошлом году рынок продемонстрировал отрицательный рост и даже в период пивного сезона сократился на 5% против показателей 2007 года. По данным агентства AC Nielsen, в первом квартале текущего года этот сегмент экономики в объемном выражении уже упал более чем на 16%. По прогнозам аналитиков, в течение пивного сезона 2009 года размер рынка уменьшится в среднем на 12-15%. При этом доля мейнстрим-сегмента возрастет, а сегмент дорогого пива значительно сократится.

Как рассказала «Капитал.kz» Галина Боженко, менеджер по связям с общественностью ТОО «Пивоваренная Компания «DERBES», сегодня одной из ключевых ценностей для потребителей является оптимальное соотношение цены и качества. «Рынок падает, и, по нашим реалистичным прогнозам, эта тенденция будет продолжаться, по крайней мере, до 2011 года. На нас, как на компанию, работающую в секторе FMCG, оказывают влияние не только изменения в окружающей среде, но и настроения потребителей. За предыдущее время бурного экономического роста возрос и уровень благосостояния населения, вопрос качества независимо от цены стал как никогда актуальным. И сейчас, когда потребитель уже не может так легко относиться к своим тратам и вынужден исходить из точки зрения целесообразности расходов, и вопрос оптимального соотношения цены и качества выходит на первый план», – говорит г-жа Боженко.

Такого же мнения придерживается и Асель Оразбаева, начальник отдела по связям с общественностью АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод». «Если в период роста пивного рынка наблюдался рост суперпремиального и премиального сегментов, то с приходом кризиса начал расти сегмент мейнстрим. При экономической нестабильности потребитель становится разборчивее, он не склонен экспериментировать с новинками и отдает предпочтение надежным маркам с разумным соотношением цены и качества», – пояснила «Капитал.kz» г-жа Оразбаева.

Вот такая сегментация

Игроки рынка разделяют пиво на 5 ценовых сегментов: экономичный – цена в котором составляет менее 87 тенге, среднеценовой или мейнстрим (87 – 106 тенге), верхний среднеценовой (107 – 119 тенге), премиальный (120 – 150 тенге) и суперпремиальный сегмент (более 150 тенге). 90% производимого в Казахстане пива относится к эконом-классу и мейнстрим, а сегмент пива класса «Premium» представлен в основном импортной продукцией: Hoegaarden, Stella Artois, Heineken, Warsteiner и др.

Наибольший объем занимает среднеценовой сегмент, доля которого, по данным AC Nielsen, в марте текущего года выросла в сравнении с 2008 годом на 1,1%. Максимальную динамику показывает премиальный сегмент, чья доля в марте 2009 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на 2,2%. Однако с начала текущего года темп роста премиального сегмента несколько снизился. Незначительный рост отмечен и в суперпремиальном сегменте – на 0,4%.

«Сегодня среди всех ценовых сегментов наибольшую долю занимает среднеценовой, на втором месте – верхний среднеценовой сегмент, ценовые пределы, которых составляют 87 – 106 тенге и 107 – 119 тенге соответственно. Низкая цена – вовсе не означает плохое качество продукта. Ведь на цену влияет множество факторов, таких как упаковка, логистические и производственные затраты. Например, суперпремиальный сегмент в Казахстане представлен в основном импортными брендами, которые импортируются из стран ближнего и дальнего зарубежья, соответственно, затраты на транспортировку, акцизы и прочее покрываются ценой продукта», – объяснила представитель ТОО «DERBES».

Градус конкуренции

Объем рынка пива в Казахстане, по разным оценкам, составляет от 60 до 67 млрд. тенге. За последние пять лет средний темп роста рынка составлял 25-30% в год. В основном он обеспечивался за счет импорта, доля которого ежегодно увеличивается. Если в 2001 году доля импорта составляла лишь 2% от общего объема, то уже к концу прошлого года достигла 36%. Основным экспортером пива в страну является Россия.

Местные пивовары пока не могут полностью удовлетворить потребности рынка. Казахстанские производители изначально проигрывают конкуренцию импортному пиву из-за дефицита собственных брендов, большинство которых появилось на рынке сравнительно недавно. А это дает лишние преимущества компаниям-импортерам. 

«При создании нужных условий для развития пивоваренной отрасли в стране и поддержке со стороны государства отечественные пивовары в перспективе смогут удовлетворить потребности рынка и составить мощную конкуренцию пивной продукции импортного производства», – уверена г-жа Боженко.

Согласно данным Агентства по статистике РК, в 2008 году в Казахстане действовало 61 пивоваренное предприятие. Заводы по производству пива сосредоточены в Алматы, Шымкенте, Караганде, Астане, Костанае и Рудном. К ведущим игрокам относятся транснациональные компании Baltic Beverages Holding (ВВН) и SUN Interbrew, которые являются основными импортерами брендированного пива.

По результатам прошлого года локальный пивной рынок поделен на следующих основных игроков: Эфес Караганда (занимает около 30% доли рынка), DERBES (23,8%), Балтика и Шымкентпиво. В 2008 году объем локального пивного рынка в натуральном выражении составил 408 533 тыс. литров, в денежном выражении – 968 944 тыс. тенге.

Новые тенденции

В мире ежегодно производят 150 млрд. литров пива. По потреблению пива на душу населения в год лидирует Чехия – 162 л. Далее следуют Ирландия – 139 л, Австрия – 124 л, Германия – 120 л, Великобритания – 95 л и Россия – 55 л. В 2008 году на одного казахстанца пришлось 33,7 литра, что ниже показателя 2007 года на 1,5 л.

Период апрель – сентябрь традиционно принято считать в пивоваренной отрасли пивным сезоном, когда наблюдается значительный рост объема продаж разливного и баночного пива, выводятся на рынок новые бренды, используются наиболее эффективные инструменты коммуникации с потребителями. «Пиво принято считать напитком, подверженным, в некоторой степени, сезонности, наибольший спрос на этот продукт отмечается летом и ранней осенью. Хотя сейчас, с развитием инфраструктуры потребления пива в виде открытия различных пивных баров и пабов разница в объемах продаж между сезонами становится не такой разительной. Любители пива пьют его и в холодное время года, безусловно, не с такой периодичностью, как это происходит, скажем, когда на улице жарко и хочется освежиться и утолить жажду», – отмечает Галина Боженко.

Добавив, что на фоне повышения индекса продовольственных цен и снижения уровня покупательской способности количество точек в канале он-трейд (точек розлива пива) вряд ли будет расти и даже возможно их сокращение.

Сегодня, согласно данным AC Nielsen за первое полугодие этого года, среди сегментов по упаковке неизменным лидером остается бутылка – 72,3%. Второе место занимает сегмент алюминиевой банки, чья доля в марте составила 20,4% и третье – достается сегменту пива в кег-бочке с долей 7,2%.

Эксперты рынка сходятся во мнении, что для того чтобы успешно развиваться в условиях кризиса, компаниям недостаточно быть просто сильными и крупными игроками на рынке. Сегодня важно быть гибкими к условиям, которые диктует как рынок в целом, так и потребитель, а еще суметь увидеть новые возможности для развития и правильно ими воспользоваться. «Кризис, несмотря на снижение объемов производства вследствие спада на рынке, – это мобилизация всех ресурсов и хороший толчок для роста в будущем. Ключевыми понятиями для нашей компании в этом году стали инновационный подход, четкий контроль над стабильностью качества продукта и сервиса и более эффективное использование своих ресурсов. Нами были расставлены четкие приоритеты в маркетинговой политике и активностях. Ведется работа по усовершенствованию работы с потребителем, с повышением уровня доступности продукта во всех регионах. Сейчас, как никогда, важно доверие потребителя как к компании-производителю, так и к ее продукции», – резюмировала г-жа Боженко.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.