Кыргызские и узбекские операторы сотовой связи активно осваивают приграничные территории Казахстана, распространяя свои SIM-карты среди жителей нашей страны. Государственные органы пока молчат
Проблема незаконной работы иностранных операторов в Казахстане является достаточно острой. Это позволяет иностранным операторам обслуживать своих абонентов на территории РК. Подтверждением служат факты продажи SIM-карт узбекских и кыргызских операторов связи в приграничных селах Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Эти регионы имеют очень высокую плотность населения, поэтому потенциально привлекательны для эксплуатации.
Например, пакеты и карточки кыргызского оператора «Мегаком» продаются в Кордае в двух точках: «Мобильник» и «Евросеть». Радиус действия этой иностранной связи – 50 км от самого города. Для сведения: население только Кордая составляет 22 тыс. человек, население Чуйской области Кыргызстана – 97 тыс. человек. Также здесь уверенно принимается сигнал другого оператора «Бител». Зона покрытия начинается от пограничного перехода и тянется на протяжении 200 км вдоль границы.
В населенных пунктах Южно-Казахстанской области – Черняевке, Сарыагаше, Абае, Келесе, Жетысае, Мактарае – продаются SIM-карты узбекского «Билайна» и МТС. Зона их покрытия начинается за 20 км до города Сарыагаш и захватывает далее села Копланбек, Славянка и Жетысай.
То есть операторы здесь не просто имеют достаточно глубокую область «засветки» территории Казахстана, но и уже открыто осуществляют продажу SIM-карт без каких-либо разрешений на то со стороны нашего государства. Поскольку идет продажа SIM-карт, то можно говорить о предоставлении иностранными операторами всего спектра услуг сотовой связи. Хотя работа и оказание услуг иностранных сотовых операторов на территории страны запрещены. В соответствии с международными правилами услуги иностранных операторов на территориях других стран могут осуществляться только путем роуминговых соглашений,
Базовая станция, стоящая на приграничной территории, может создавать достаточно большое рабочее поле засвечивания таким сигналом на территории РК. При этом расстояние от границы вглубь территории РК, на котором должен заглушаться сигнал иностранного сотового оператора, должно регулироваться международными соглашениями администраций связи приграничных государств и может составлять от 3 до 90 км. Более того, согласно действующим актам Международного союза электросвязи, членами которого являются как Казахстан, так и все граничащие с ним страны, операторы обязаны предпринимать определенные действия для уменьшения интенсивности сигнала своих передающих станций на приграничных территориях. РК свои обязательства выполняет полностью. Наши соседи, как видим, нет.
Активная экономическая деятельность в приграничных районах вынуждает жителей приграничных поселков по несколько раз в день пересекать границу, при этом наличие «иностранной» SIM-карты не требует подключения услуги роуминга. Как уже отмечалось выше, все абоненты, находящиеся на территории других стран, обязаны пользоваться услугами роуминга. Казахстан полностью выполняет такие условия и ждет аналогичных действий от своих соседей.
Проверка работы иностранных сотовых операторов на территории Жамбылской области и ЮКО находится в ведении региональных инспекций АИС, которые расположены соответственно в Таразе (Жамбылская область) и Шымкенте (ЮКО). Поэтому разрешить ситуацию помогло бы более пристальное внимание данных инспекций к работе иностранных сотовых операторов на территории контролируемых ими областей и принятие ими конкретных мер в соответствии с теми полномочиями, которые на них возложены.
И в этой связи снова встает вопрос о сроках практического внедрения технологии 3G на территории Казахстана. Министерство обороны РК держит частоты, необходимые для третьего поколения сотовой связи, уверяя жителей республики в том, что они «заняты» в интересах охраны безопасности нашего государства. Однако на этих частотах «светят», то есть передают радиосигналы и совершенно спокойно работают на нашей территории иностранные сотовые операторы.
Возникает резонный вопрос: о какой охране национальной безопасности в целом и в данном конкретном случае может идти речь? Получается, что, с одной стороны, частоты вроде бы заняты «под охрану», и поэтому не предоставляются операторам. С другой стороны, когда они наконец-то будут выданы, Казахстану придется инвестировать во вчерашний день коммуникационных технологий, так как во многих странах Европы и в Японии 3G уже признана не отвечающей требованиям времени технологией связи, и полным ходом идет развертывание сетей следующего поколения, отвечающих стандартам 4G. Такова особенность телекоммуникационного рынка: то, что еще 2 года назад было самым последним достижением, через год становится вчерашним, а в нашем случае – позавчерашним днем. Таким образом, получается, что задержка перехода на 3G способствует технологической и экономической отсталости нашей страны, потому что информационная отсталость приводит к отсталости во всех отраслях экономики.
Вопрос с внедрением 3G в Казахстане настолько затянулся, что возникает другой вопрос: А может, мы настолько дальновидны и хотим опередить всех и внедрить сразу 4G, как Япония.
Хотя в условиях текущей финансовой ситуации в стране бюджет государства за счет продажи так нужных операторам радиочастот мог бы быть значительно пополнен на сотни, а может, и миллиарды тенге. Или вопрос по внедрению 3G следует передать в органы, контролирующие бюджет страны?