Кризис заставляет страны СНГ выживать поодиночке и защищаться друг от друга
В условиях экономического кризиса для СНГ наступил момент истины. К такому выводу пришли эксперты российской аудиторско-консалтинговой компании ФБК в аналитическом докладе «Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы». Исследование подготовлено на основе анализа антикризисных программ СНГ (кроме Туркменистана, потому что вся статистическая информация по этой стране закрыта, и Грузии, прекращающей в августе этого года членство в Содружестве) и их совместных действий по преодолению экономических трудностей.
Как говорится в докладе, нынешний кризис вызовет усиление центробежных тенденций среди членов СНГ, поскольку пока так и не выработано ни единой политики, ни плана совместных действий между ними, тогда как число межгосударственных конфликтов растет. И Российская Федерация (РФ), являясь центром организации, объективно усиливает эти негативные тенденции.
«Кризис – некий момент истины для стран СНГ, проверяющий на прочность саму организацию. В условиях, когда большинство стран столкнулось с огромными экономическими проблемами, наличие мощного центра могло бы усилить центростремительные тенденции. Но насколько Россия может стать таким центром, пока не совсем понятно, учитывая то, что сегодня у нее одни из самых худших текущих социально-экономических результатов, и она объективно усиливает нарастание прямо противоположных центробежных тенденций», – считает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК.
Ненужная разобщенность
Подчеркнув, что в последнее время вновь наблюдается обострение в отношениях целого ряда стран на постсоветском пространстве. Общеизвестны трудности во взаимоотношениях РФ с Украиной, Азербайджаном, авария в газотранспортной системе стала причиной конфликта и с Туркменистаном. Наконец, «молочный» конфликт России с Беларусью образовал еще одну «трещину» в Содружестве. А с таким багажом конфликтов перспективы СНГ на фоне экономического кризиса представляются явно неоднозначными.
«Страны СНГ пытаются объединить усилия, и тенденция к принятию совместных антикризисных планов либо на двусторонней основе, либо в рамках других союзов – явно прослеживается. Например, в феврале было принято решение об учреждении Антикризисного фонда стран Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС) в $10 млрд., 75% которого составит российский взнос. Однако говорить о единстве позиций пока рано, учитывая полярность текущей социально-экономической ситуации, которая не свидетельствует о том, что между членами СНГ сегодня существует какая-то координация», – считают авторы доклада.
Аналогичного мнения придерживается и Руслан Гринберг, директор Института экономики Российской Академии Наук (РАН). «В период кризиса практически все мировые лидеры говорят о поиске совместных путей для выхода из него, но до конкретных действий дело пока не доходит. В результате остается одна риторика, и члены СНГ здесь не являются исключением. Между тем ситуация на Украине действительно вызывает тревогу – общий долг Киева достигает $100 млрд., и только в этом году по всем ранее взятым кредитам необходимо выплатить около $30 млрд., тогда как денег у него нет, и взять их неоткуда. И неизвестно, чем закончится эта ситуация, ведь Россия не хочет прощать долги, а Европа не хочет платить за Украину», – отмечает г-н Гринберг.
Кто будет первым?
Согласно оценке ФБК, худшие результаты демонстрируют Украина и Молдова, где спад промышленного производства составил 31,9% и 25,7% соответственно. Россия же, которая есть и должна быть центром союза, оказалась ближе к аутсайдерам, показав минус 14,9% по промышленности и минус 9,8% – по ВВП. В целом среди стран СНГ лучшие социально-экономические показатели у Узбекистана и Азербайджана, где прирост ВВП, по данным за первый квартал, составил 7,9% и 4,3% соответственно. В положительной зоне по ВВП также оказались Таджикистан с ростом в 2,9% и Беларусь – 1,2%.
Между тем, эксперты сходятся во мнении, что рост ВВП – не признак отсутствия кризиса. «В некоторых странах кризис проявляется в том, что идет замедление экономических показателей, и здесь страны СНГ не уникальны. Когда рост ВВП за первый квартал достигает 10%, я имею в виду Узбекистан, это кризисом трудно назвать, но кризис есть везде – нужно смотреть, что происходит с инфляцией, безработицей, денежными доходами», – говорит Игорь Николаев.
По его словам, Азербайджан и Узбекистан первыми из стран СНГ выйдут из кризиса. В число лидеров по борьбе с финансовым кризисом входят также Таджикистан и Беларусь. А российская антикризисная программа оказалась самой дорогой и одной из самых неэффективных. «Больше всех на борьбу с кризисом тратит Россия. Можно безошибочно, даже не считая, ответить, кому дороже всего обходится кризис. С учетом того, что РФ уже затратила триллионы, российская антикризисная программа одна из самых неэффективных в СНГ», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК.
Казахстан в списке лучших
Результаты исследования показывают, что лучшая антикризисная программа принята Правительством Казахстана. Ее отличают полнота, комплексность, а также правильная расстановка приоритетов. В частности, уделено внимание развитию инфраструктуры, которое ведет к развитию внутреннего инвестиционного спроса, создан фонд стрессовых активов.
«Наиболее четкая правительственная программа по противодействию кризису у Казахстана, где власти страны раньше всех начали подготовку к борьбе с кризисом. Политическое решение о необходимости утверждения антикризисных мер принято Нурсултаном Назарбаевым, президентом РК 13 октября прошлого года, а в 2009 год Казахстан вступил с четким планом их реализации. Антикризисная программа Казахстана, в которой главный упор сделан на стабилизацию финансового сектора, отличается доступностью и высокой степенью проработанности», – полагает г-н Николаев.
Эксперты ФБК констатируют, что по целому ряду показателей Казахстан все-таки выгодно отличается от России и Украины. В стране существенно лучше обстоят дела с уровнем безработицы, золотовалютными резервами и объемом промышленного производства. На март 2009 года прирост уровня безработицы по сравнению с мартом 2008 года составил 2,9%, меньше только в Германии – 2,4%.
Среди российских показателей отличие от Казахстана и Украины наблюдается по динамике реального размера средней заработной платы. В Казахстане и на Украине этот показатель растет (5,9% и 3,7%), опережая по значениям аналогичный показатель западных стран, тогда как в России обратная тенденция – реальные заработки сокращаются (-5,7%). Золотовалютные резервы в Казахстане были в марте 2009 года лишь на 1,9% меньше по сравнению с мартом 2008 года, тогда как в России на 25,1%, на Украине – на 23,6%.
СНГ предпочитает одиночество
По оценке аналитиков, на уровне стран СНГ в принципе повторяется та же ситуация, что и в целом в мировом сообществе. Признавая важность объединения усилий на межстрановом уровне для противодействия кризису, предпринимая определенные координационные действия, страны СНГ пока оказываются не в состоянии совместно эффективно бороться с кризисом.
Сегодня, как говорят специалисты, становится очевидным, что из кризиса страны предпочитают выходить по-разному и поодиночке. Пока Россия акцентирует внимание на поддержке системообразующих предприятий и финансового сектора, Армения вкладывает в инфраструктуру и малый бизнес, а Азербайджан стимулирует спрос. В Беларуси стараются продержаться до лучших времен за счет своей командной системы и помощи России.
Пожалуй, единственное общее антикризисное средство, используемое практически всеми странами СНГ – это протекционизм. Причем чаще всего страны ограждают себя именно от соседей по Содружеству. Большая часть мер по защите внутренних рынков еще только разрабатывается. А во второй половине года, судя по всему, случится всплеск протекционизма. Украина собирается ввести квоты на импорт коксующихся углей, чтобы поддержать своих металлургов и «выдавить» россиян. Казахстан, судя по высказываниям Министерства индустрии и торговли, собирается ставить заграждения на пути российских автомобилей и белорусских холодильников, а также продовольствия из обеих «союзных» стран. Но как эти меры будут совмещаться с обязательствами в рамках Таможенного союза – пока не вполне ясно.