Соседям следует поучиться у Казахстана антикризисным мерам
Ситуация в странах Содружества Независимых Государств неоднозначная, поскольку каждое государство выстроило свой путь выхода из кризиса, отчего совместной эффективной деятельности по выходу из неблагоприятной ситуации не получается. Но кризис, несмотря на межгосударственные разногласия республик, подтолкнет наши страны, обладающие значительными социально-экономическими различиями, к более тесному сотрудничеству.
Статданные показывают, что экономика стран СНГ падает и дна многие еще не достигли, что не скажешь о Казахстане, который, по заявлению Григория Марченко, председателя правления Национального банка РК, прошел дно второй фазы кризиса. При этом он не отрицает, что в Казахстане «теоретически возможна и третья фаза кризиса».
В целом это не мешает стране пережить кризис. Тем более что инвесторы и эксперты сходятся во мнении – лучше из стран СНГ получается у нас. Во многом это связано с тем, что стабилизационную программу правительство страны приняло еще в конце ноября 2008 года. Для сравнения: в России антикризисная программа была утверждена только 19 июня 2009 года.
Напомним, что всего на реализацию данного плана из средств Национального фонда будет направлено 1,2 трлн. тенге, или порядка $10 млрд. Эти средства выделяются дополнительно к уже запланированным в трехлетнем бюджете 2009-2011 годов расходам и будут распределены по пяти направлениям. Основные акценты сделаны на стимулирование инвестиционного спроса, обеспечение устойчивости финансового сектора, поддержку прорывных инновационных, инфраструктурных и индустриальных проектов, субъектов малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и на стабилизацию рынка недвижимости.
По данным ведущей российской аудиторско-консалтинговой компании ФБК «Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы», антикризисную программу Казахстана отличают полнота, комплексность, а также правильная расстановка приоритетов. В частности, уделено внимание развитию инфраструктуры, которое ведет к развитию внутреннего инвестиционного спроса, создан фонд стрессовых активов. Помимо правильно сделанных акцентов в качестве положительного момента эксперты выделяют и госинвестиции, поскольку они способны запустить цепочку спроса.
«Если госинвестиции идут в такие направления, как транспорт и коммунальная инфраструктура, это дает наибольший мультипликативный эффект – деньги расползаются по всей экономике, и, что очень важно, спрос расползается по всей цепочке – в металлургию, в производство строительных материалов и т.д. Этот опыт может и должен быть использован», – отмечено в докладе ФБК.
В свою очередь Ораз Жандосов, экономист, директор Центра экономического анализа «Ракурс», отмечает, что «в оценке антикризисной политики следует дифференцировать сами планы и их воплощение, то есть можно оценивать разговоры о мерах, а можно сами меры. С точки зрения плана антикризисных мер, их «дизайна», могу сказать, что охвачены были многие направления, озвучены механизмы поддержки экономики – здесь твердая четверка по пятибалльной системе. А вот с точки зрения реализации, воплощения этих планов – могу поставить только тройку».
На развитие инфраструктуры направлена также программа Армении, которая в том числе удостоена лучшей оценки. Среди ее антикризисных мер – также поддержка малого и среднего бизнеса, а социальная защита населения специально вынесена за рамки программы. Это правильно, полагает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, потому что повышение пособий и пенсий не приводит к экономическому росту и необязательно подстегивает потребительский спрос.
Положительную оценку экспертов ФБК заслужили программы Азербайджана и Белоруси.
Однако хуже всего сейчас обстоят дела в Молдове и Украине, поскольку такие программы там вовсе отсутствуют. Страны Ближнего Востока тоже в сложной ситуации. Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан во многом жили за счет денег, которые зарабатывали гастарбайтеры в России. Сейчас поток этих средств сократился. Кроме того, отмечается в исследовании ФБК: «Лидер Узбекистана Ислам Каримов вместо разработки программы написал монографию, посвященную путям выхода из кризиса».
Как говорится в сообщении ФБК, комментируя результаты исследования, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг отметил, что все страны мира стремятся вместе выйти из кризиса. Однако дальше риторики дело не идет – никто не предпринимает конкретных действий. По мнению г-на Гринберга, кризис более всего затронул молодые постсоветские демократии. «В авторитарных республиках СНГ, например, Узбекистане, кризиса нет», – подчеркнул он.
«Доходы населения небольшие, но все сыты, одеты и обуты», – говорит экономист. Главная проблема для развитых стран, по мнению Руслана Гринберга, это дефляция, то есть снижение цен. В России и других странах СНГ наблюдается иная проблема – инфляция на фоне рецессии.
В узбекских СМИ, в том числе, тиражируется идея о том, что сегодняшний Узбекистан – это динамично развивающееся государство с высоким потенциалом и большим международным авторитетом. «Конечно, добиться этого было нелегко. Было время, когда кое-кто относился к нашей молодой стране пренебрежительно, а наши успехи воспринимал скептически, а кое-кто даже пытался навязать нам свои стандарты, далекие от наших национальных особенностей, образа жизни, благородных устремлений. Но во главе с президентом нашей страны мы не свернули с избранного пути. Верность этого пути еще раз подтвердилась в нынешних условиях, когда все более расширяется масштаб мирового финансово-экономического кризиса», – сообщает Национальное информационное агентство Узбекистана.
Интеграция или ослабление?
Сейчас странам СНГ нужно более плотно сотрудничать и вместе думать о будущем. Однако, как пишет «Российская газета», кризис помимо процессов интеграции в то же время несет и риски ослабления для Содружества. К таким противоречивым выводам пришли эксперты на заседании «круглого стола» «СНГ: испытание экономическим кризисом».
В числе факторов, которые могут подталкивать интеграцию на пространстве СНГ, можно отметить то, что в период кризиса более слабые страны автоматически пытаются найти сильного партнера, полагают эксперты. В частности, в вопросе торговли, поскольку страны Центральной Азии в торговле полностью зависят от транзита через другие государства. Например, еще несколько лет назад для того, чтобы вывести товар из Таджикистана в Европу, надо было пересечь семь границ. Сейчас количество границ значительно меньше, а если будет создана «таможенная тройка» (Россия, Беларусь, Казахстан), то транзит станет еще проще.
«Ликвидация таможенных, пограничных и всех прочих барьеров может увеличить взаимную торговлю на пространстве СНГ до $180 млрд., – подсчитал президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. – Кроме того, Россия может стать источником инвестиций для стран СНГ, перспективна и интеграция на рынке труда. Например, до кризиса поступления денежных переводов от трудовых мигрантов из России составляли от 10 до 50% ВВП в странах Содружества. И если ситуация в российской экономике начнет выправляться, соседи по СНГ тут же почувствуют это на себе».
Но не все так просто. Страны СНГ, сотрудничая с Россией, и, по мнению некоторых экспертов «должны двигаться в сторону РФ», получают финансовую помощь от международных институтов, стран Запада. Кроме того, до конца не ясны перспективы «таможенной тройки». Например, неизбежно возникнет вопрос в связи с тем, что фактически открытой является казахстанско-китайская граница. И непонятно, как подобная открытость может отразиться на всем Таможенном союзе. «Сложно, – поясняет доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев, – будет и решать вопрос с созданием наднациональных органов «таможенной тройки».
«Еще одна проблема – Россия, которая должна быть центром Содружества, пока не демонстрирует хорошие темпы выхода из кризиса, – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК. – Ослабление центра работает на усиление центробежных явлений». И сейчас от успеха или неуспеха российской экономики, по мнению эксперта, во многом зависит будущее СНГ. Падение ВВП в России по итогам первого квартала составило 9,8%, и среди стран СНГ страна по темпам роста экономики ближе к концу списка.
Как будет дальше, экспертам трудно спрогнозировать. Тем более учитывая, что даже удачные шаги по выходу из кризиса, которые принимаются отдельными странами, мало заимствуются их соседями.