Предправления Нацбанка все-таки против доходов владельцев обменных пунктов
Все-таки Григорий Марченко добился своего в отношении обменных пунктов, хотя его угрозы тогда звучали более ужасающими. На тот момент он заявил о том, что Нацбанком инициирован закон, согласно которому валютообменными операциями будут заниматься только банки. Вместо этого на Нацбанк наложили право устанавливать пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, и осуществлять контроль за их выполнением.
Как сообщалось, указанный пакет поправок в законодательство о валютном регулировании был разработан в целях дальнейшего совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля в Казахстане. В частности, документом внесены изменения и дополнения в Уголовный и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Национальном банке Республики Казахстан», «О лицензировании».
Несоблюдение пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, – влечет штраф на должностных лиц в размере 100, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, в размере 200 месячных расчетных показателей (МРП), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере 500 МРП. 1 МРП в настоящее время равен 1296 тенге.
Кроме того, законодательством введено следующее наказание за нарушение специального валютного режима: «Нарушение специального валютного режима в части: невыполнения требования получения специального разрешения Национального банка Республики Казахстан на проведение валютной операции; невыполнения требования обязательной продажи полученной резидентами иностранной валюты; использования счетов в иностранных банках; невыполнения требований к порядку проведения валютных операций; несоблюдения иных временных валютных ограничений, введенных Президентом Республики Казахстан, – влечет штраф на физических и юридических лиц в размере ста процентов от суммы операции, проведенной с нарушением специального валютного режима.
Ранее Григорий Марченко сообщал, что в январе, когда в республике были сильные девальвационные ожидания, «через обменные пункты населением было куплено около $2 млрд. наличной валюты. Из них $1 млрд. 730 млн. наличных и где-то $240 млн. в эквиваленте евро. Мы не считаем другие валюты: фунты, рубли. Это абсолютный рекордный показатель за всю историю». Напомним, девальвация была произведена одномоментно.
Глава Национального банка отметил, что после того, как доллары были закуплены, и Нацбанк объявил, что курс доллара будет равен 150 тенге, плюс-минус 5 тенге, «установилась стабильность, и уже через несколько дней после девальвации обменники опустели. Прошла неделя, другая, и товарищи владельцы и сотрудники обменных пунктов поняли, что им очень сложно теперь будет зарабатывать… Когда курс стабильный, а объемы покупок резко падают и продаж тоже, обменники на этом ничего не зарабатывают». Поэтому, отметил он, сотрудники обменных пунктов провоцируют людей на скупку долларов по завышенной цене, объявляя о предстоящем новом витке девальвации. К примеру, пояснил глава Нацбанка, в ночь на 24 февраля и затем в ночь на 25 февраля «вбрасывались слухи о том, что на следующий день будет второй виток девальвации, будет 180, и, действительно, несколько обменных пунктов в Алматы и в Астане по ночам продавали по 160».
«Мы, с одной стороны, считаем, что обменные пункты необходимо вывести из-под моратория, с другой стороны, – те обменники, которые эти провокации и этот ажиотаж создавали, мы к ним будем принимать меры», – отметил он.