Казахстану не хватает около 2,5 тыс. школьных педагогов
Дефицит школьных учителей в Казахстане составляет около 2,5 тыс. человек. Об этом сообщил Серик Ирсалиев, официальный представитель Министерства образования и науки (МОН) РК, передает агентство «Казахстан сегодня». «Потребность в учителях на сегодняшний день составляет 2440 человек, в том числе учителей английского языка – 275, математики – 293, физики – 218, физической культуры – 165, начальных классов – 153», – поясняет г-н Ирсалиев.
По словам Сауле Каликовой, консультанта по образованию института «Открытое общество», фонд Сорос-Казахстан, проблема с нехваткой педагогов стала возникать в начале 90-ых из-за невыплаты заработной платы.
«Когда в 90-ые годы был экономический кризис, в стране наметилась тенденция оттока учителей из школ в связи с низкой заработной платой и ее невыплатой вовремя. Огромная масса учителей стала искать другую работу. Ситуация нормализовалась только в конце 90-ых, и учителя стали возвращаться», – рассказала «Капитал.kz» г-жа Каликова. Это связано с тем, что проблему оттока преподавателей министерство образования и науки стало решать по двум направлениям: стабилизация выплаты зарплаты и увеличение количества грантов по специальности «Педагогика».
По словам аналитиков, несмотря на старание компетентных органов, дефицит педагогов сегодня сохраняется. Одной из причин консультант по образованию называет неэффективную работу системы обязательного распределения. Госзаказ на подготовку педагогических кадров существует, и МОН предпринимает ряд мер для того, чтобы госзаказ полностью заполнялся через систему увеличения грантов. Однако эти меры не подкрепляются механизмом распределения рабочих мест после окончания обучения.
«В основном страдают от недостатка учителей сельские школы. Если раньше человека, получившего диплом учителя, государство определяло на работу, то сейчас такого нет. Человек получил диплом учителя, но это не значит, что он пойдет работать в школу. Нет такой жесткой политики направления педагогов, и нет мониторинга», – говорит г-жа Каликова.
Эксперты считают, что получившие диплом педагога специалисты не всегда идут работать в сферу образования, поскольку отсутствует заинтересованность. «К сожалению, социальный статус профессии педагога в Казахстане низкий, и в глазах молодежи эта профессия не является престижной и высокооплачиваемой. Престиж профессии складывается из разных составляющих, в том числе признания общества и материальной мотивации. Молодые люди не хотят ехать работать в село, потому что нет достаточной мотивации», – полагает аналитик.
В этом году, как отметил официальный представитель Министерства образования и науки РК, для поддержки и закрепления молодых специалистов на селе местными исполнительными органами выделяются подъемные в размере до 90 тыс. тенге. «Кроме того, молодым специалистам, направляющимся преподавать в сельскую местность, выделяются квартиры. Так, в Актюбинской области на эти цели планируют выделить 44 квартиры, в Атырауской – 62, Костанайской – 15, Акмолинской – 80. В Мангистауской области акимат планирует покрыть все подъемные расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, для молодых учителей», – уточнил Серик Ирсалиев.
Стоит упомянуть и о качественном составе школьных учителей, который, по мнению Сауле Каликовой, выглядит следующим образом. Более 80% учителей – женщины, особенно в начальном и среднем образовании, и около 40% – педагоги после 50 лет. «Эти цифры показывают высокий уровень феминизации и старение кадров. Идет естественный процесс оттока. Люди уходят на пенсию, а молодые кадры не приходят», – резюмировала г-жа Каликова.
Между тем, по информации МОН, в республике работает 267 тыс. 736 школьных учителей. В этом году их ряды пополнят около 6 тыс. молодых специалистов.