В стране намечается инвестиционная катастрофа
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов считает необходимым законодательно обязать иностранные компании, работающие в стране, хранить часть своих средств в казахстанских банках второго уровня. Соответствующие поручения премьер дал на заседании правительства во вторник в Астане руководителям АФН и Нацбанка.
Аналитики назвали это еще одним шагом для того, чтобы в очередной раз обеспечить банки дополнительной ликвидностью, но теперь уже за счет иностранных компаний. Последние, полагают эксперты, вряд ли примут новое требование на ура.
Однако сам Карим Масимов считает, что сейчас необходимо установить требование по количеству финансовых ресурсов, которые иностранные компании должны держать в казахстанских банках. К этой работе должны присоединиться также казахстанские представители в советах директоров крупных иностранных компаний.
«Прямое поручение членам советов директоров, в которые входят крупные казахстанские предприятия (в случае с «Тенгизшевройлом» – это «КазМунайГаз», в случае с «Казахмысом» и ENRC – это Минфин и Минюст): в течение месяца подготовить предложения к заседанию правительства по вопросу увеличения казахстанского содержания и наличию ресурсов иностранных компаний в казахстанских банках», – отметил премьер.
Канат Берентаев, экономист, считает, что требование к иностранным компаниям, чтобы они часть своих финансовых ресурсов держали на счетах в казахстанских банках, является вполне разумным. Кстати, можно отметить, что это предложение вписывается в механизм экспортно-импортного валютного контроля, который должен обеспечить поступления в страну экспортной выручки в полном объеме.
«Предполагаю, что иностранные компании будут не в восторге от этого намерения, но часть выручки от экспорта продукции они должны будут хранить в казахстанских банках, возможно, за исключением средств, которые нужны для финансирования операций по импорту товаров и услуг для обеспечения текущей производственной деятельности», – отметил г-н Берентаев.
Иной точки зрения придерживается Петр Своик, заместитель председателя партии «Азат». По его словам, в Казахстане существует так называемый либеральный режим, к которому правительство и Национальный банк упорно шли много лет. «И в этот режим как принцип, я повторяю – как принцип, вписано право обладателя капитала входить в страну, выходить из нее, конвертировать и, разумеется, выбирать самостоятельно места, где хранить свои средства и в чем», – отметил г-н Своик.
«Эта новая задумка премьера локальная, но вообще она посягает на этот принцип как таковой. Стоит у него поинтересоваться – это одно из исключений из правил, или это такое исключение, которое перечеркивает все правила? Понятно, почему он это предлагает: в стране дефицит средств, инвесторы уходят из страны, поэтому он хочет попридержать их. Другой вопрос: почему именно таким способом?», – отметил эксперт
Когда вводили этот либеральный валютный режим, он был выгоден иностранным инвесторам и вообще владельцам внешних капиталов. «Насколько он выгоден экономике Казахстана – вопрос спорный. Но если правительство выбрало эту линию, то необходимо ей следовать. Понятно, что иностранный капитал будет на это реагировать: во-первых, как просто на неправильное локальное действие и, во-вторых, оценивать как угрозу отмены всего либерального валютного режима», – уточнил Петр Своик.
«Как скоро он будет введен, сложно сказать, но как механизм правительство его может ввести в любой момент, а как знаковый шаг – я не уверен, что вообще введут. Одно дело – просто провозгласить, и другое – реализовать на практике, потому что последствия могут быть серьезными», – уверен г-н Своик.
«Изначально мы позволили иностранным компаниям благодаря реформам хранить свои сбережения за границей, а теперь требовать хранить часть своих средств в казахстанских банках вряд ли получится», – считает Бейсенбек Зиябеков, глава представительства «Россельхозбанка» в Казахстане. Особенно актуально это при сегодняшней ситуации в банковской системе. «Полагаю, что это требование не особо обрадует иностранные компании, потому что риски в банковской системе Казахстана присутствуют. А кто будет отвечать за эти риски?», – уточнил г-н Зиябеков, добавив, что предполагаемое нововведение вовсе не является рыночным методом.
Безусловно, уверен он, для казахстанской банковской системы в целом это было бы положительно для поддержания ликвидности. Если изначально все сводилось к тому, что развивать рыночную экономику, при которой компании имели право держать свои деньги в любых банках, на практике ввести такое ограничение невозможно, добавил банкир. Тем более что поддержка банков и так осуществляется через депозиты и счета национальных компаний в отдельных «любимых» банках. Хотя это неправильно, считает Бейсенбек Зиябеков, поскольку они должны держать свои средства в государственных банках. Почему не хранить их в Банке Развития Казахстана?
Если же создаются свободные средства, то их можно откладывать на депозиты банков, которые предлагают наиболее высокую процентную ставку. Тогда будет конкуренция всей банковской системы Казахстана. А если все нацкомпании обязать хранить деньги в каком-то «любимом» банке – это не конкуренция, а дикий метод управления национальным богатством. «Вот почему у нас многие банки стали крупными в какой-то момент, и я полагаю, что благодаря деньгам национальных компаний», – уверен эксперт. В таком случае как может маленький банк конкурировать с банком, который обслуживает «КазМунайГаз» или «Казахстан темир жолы»? Это был ошибочный подход, хотя задача власти заключается в том, чтобы создать свободные условия конкуренции.