чтобы они вместе считали внешние займы банков
В новой концепции развития финансовой системы Казахстана предполагается установить лимит на внешние заимствования банков в размере 30% от общих обязательств банковского сектора, сообщил председатель Нацбанка республики Григорий Марченко.
«Хотя долги негосударственных структур формально не являются госдолгом, но проблемы их обслуживания касаются государства, так как возникает угроза перехода части национальной экономики под иностранный контроль», – пояснил Канат Берентаев, экономист. На практике, по его словам, это означает фактическое банкротство страны: ей начинают диктовать условия не только по погашению задолженности, но и по проведению экономической политики в целом. В этой связи управление внешними заимствованиями непосредственно связано с обеспечением экономической безопасности страны. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо законодательно регулировать не только государственные заимствования, но и других резидентов.
«Установление 30%-го лимита внешних заимствований, по-моему, является просто перестраховкой, так как лимит внешних заимствований должен определяться исходя из общей экономической ситуации, а ограничения на внешние заимствования коммерческих банков – на основе анализа условий представления и обслуживания внешнего займа и устойчивости работы самого банка», – пояснил Канат Берентаев. В противном случае, как он считает, будет искусственно сдерживаться кредитная база, и, вероятно, возрастут процентные ставки в условиях ограниченности кредитных возможностей.
Да и шаг сам по себе запоздалый, ограничивать необходимо было еще в 2004 году, – полагает Бейсенбек Зиябеков, глава представительства «Россельхозбанка» в Казахстане. Прежде чем у казахстанских банков появится возможность привлекать внешние займы, пройдет очень много времени, намного больше, чем несколько лет, так как реструктуризация двух ведущих банков нанесла большой ущерб имиджу республики. Так как введение этого требования сейчас в принципе бесполезно, поэтому все внешние рынки для БВУ закрыты, – добавил эксперт.
По словам Натальи Орловой, аналитика «Альфа-банка», до кризиса в ряде крупных казахстанских банков доля внешних займов составляла до 50-60% от привлечения. Поэтому фактически 30% – это та доля, которая не очень низкая по мировым стандартам, с одной стороны, а с другой стороны – управляемая. Введение этой нормы позволит говорить о том, что валютные риски и риски зависимости от внешних рынков будут контролироваться.
«Мы полагаем, что нормативы банковского сектора, разрабатываемые в новой концепции, будут долгосрочными, плавными, а также скорректированы по результатам реструктуризации долгов проблемных банков», – рассказала нам Айнур Медеубаева, аналитик ИК «Тройка-Диалог Казахстан». Она уверена, что при более или менее успешном ее завершении введение 30%-го лимита по отношению внешних обязательств к совокупным обязательствам не окажет резкого влияния на банки. Сейчас внешние обязательства сектора составляют $32,6 млрд., или 40% совокупных обязательств ($83 млрд.). Предположив, что совокупные обязательства останутся на прежнем уровне, 30%-й лимит по данному коэффициенту подразумевает сокращение внешних заимствований сектора на $7-8 млрд., что достижимо при успешной реструктуризации долгов «Альянс банка» и БТА, а также продолжении обслуживания своих обязательств по графику так называемыми «хорошими» банками.
Положительным моментом этого ограничения Наталья Орлова считает то, что казахстанские банки в случае удешевления мировых денег не смогут быстро ими воспользоваться, а значит, рынок не будет так тесно коррелирован с динамикой международных ставок. «Поэтому приток иностранного капитала будет ограничен, ну и деньги будут дороже», – добавили эксперт. С другой стороны, эти правила будут введены только для банков, соответственно, возможность привлекать внешние деньги будет у казахстанских компаний, так что, вероятно, поток не будет полностью перекрыт. «Важно и то, что привлечение внешних займов напрямую связано с риском роста инфляции», – отметила Наталья Орлова. Она полагает, что когда процентные ставки по кредитам не очень низкие, это не позволяет неэффективным предприятиям процветать. Как правило, при низких ставках даже самые неэффективные предприятия могут функционировать без особых проблем, что, в свою очередь, недопустимо. Высокие процентные ставки по кредитам позволяют генерировать внутренние сбережения, – считала эксперт.
Альтернативой внешним займам, по словам г-на Берентаева, является привлечение части средств Национального фонда для инвестирования экономики через посредничество коммерческих банков на возвратной и платной основе. Но для этого потребуется принятие новой концепции управления Национальным фондом.
Все же их стоит объединить?!
«Страсть» по иностранным деньгам со стороны банков Казахстана обусловлена еще и не совсем четкой системой управления внешними заимствованиями в стране, которую, видимо, сейчас творцы новой концепции хотят усовершенствовать.
По мнению Каната Берентаева, в этом отношении надзорными органами проводятся несколько запоздалые действия по созданию системы управления внешними заимствованиям коммерческих банков. С этой точки зрения, в новой концепции целесообразно предусмотреть создание специальных институциональных структур, которые будут заниматься вопросами внешнего заимствования как государства, так и негосударственных структур. В частности, стоит создать статистическое подразделение, готовящее надежную и достоверную картину внешней задолженности по объему, условиям заимствования и погашения долга и другим характеристикам. А также контрольное подразделение в области обслуживания внешнего дола. На основе отчетного и перспективного платежного баланса появится возможность регулировать внешние заимствования, чтобы облегчить и стабилизировать обслуживание долговых обязательств, не допускать пиков обслуживания.
Следует создать консультативное подразделение, которое может оказать квалифицированную помощь потенциальным заемщикам, определить наиболее благоприятные возможности для привлечения иностранных кредитов. Это подразделение должно осуществлять постоянный мониторинг иностранных финансовых рынков и готовить соответствующие рекомендации. Такие подразделения должны быть сосредоточены в одном ведомстве для строгой координации работы. В этой связи возможно и целесообразно объединение Национального банка и Агентства финансового надзора «под одной крышей».