Доля женщин среди экономически активного населения возросла
Представительства западных компаний пытаются регулировать долю женщин в руководстве. Приводит ли к улучшению показателей такая практика? Как сегодня решается гендерный вопрос в Казахстане? И нужен ли в офисном коллективе гендерный баланс?
Влиянием числа женщин в руководстве компаний на их работу интересуются и серьезные исследователи. Об этом сообщило деловое издание «Ведомости». В 2008 году Даниэль Ферейра и Рене Адамс из Лондонской школы экономики и Австралийской школы бизнеса Квинслендского университета проанализировали влияние гендерного состава на результаты работы советов директоров 1500 компаний, информация о которых содержится в ежегоднике Standard & Poor's Board Performance and Board Pay: The Structure and Compensation of Boards of Directors at S&P 1500 Companies.
База данных, с которой работали исследователи, содержала информацию о возрасте, стаже, профессиональном статусе, аффилиированности, а также дисциплинированности 24 820 директоров. Женщин среди них оказалось 8,12%, или 2012 человек.
Оказалось, что женщины более дисциплинированы и дисциплинируют директоров-мужчин. Но частота сменяемости топ-менеджеров оказывается тем выше, чем больше женщин в совете директоров. Женщины держат подчиненных на более коротком поводке, утверждают исследователи.
Кроме того, как сказала в интервью «Капитал.kz» Раушан Сарсенбаева, руководитель Ассоциации деловых женщин Казахстана, сегодня не важен пол – главное, чтобы был профессионал. «Но если женщина занимает высокий пост в руководстве компании – это означает, что она признанный мужчинами профессионал, – поясняет она. – Сегодня никто не судит по таким показателям как жена, любовница, родственница. Кроме того, женщина – руководитель несет в компанию социальные аспекты».
«Влияние женщин-директоров на результаты оказалось неоднозначным: женские методы руководства могут улучшить результаты компаний, в которых есть проблемы с корпоративным управлением. В остальных случаях влияние оказывалось скорее негативным. Если уж регулировать гендерный состав руководства, то по причинам, не имеющим отношения к ожидаемым финансовым результатам», – заключают исследователи.
Не обладая точными статистическими данными, эксперты отмечают, что число женщин на позиции руководящей должности в Казахстане все же растет. В частности, как пояснила Раушан Сарсенбаева, сегодня довольно часто можно увидеть женщину в должности финансового директора крупной компании, в том числе и государственной. «Это связано с тем, – говорит эксперт, – что финансы, учет и распределение – это тот вопрос, который более грамотно могут решить женщины, поскольку здесь нужны чисто женские качества: скрупулезность, системность, ответственность».
Что касается политического бомонда, то там соотношение мужчин и женщин выглядит следующим образом. Сегодня порядка 17% в депутатском корпусе Парламента Казахстана составляют женщины. Если брать на рассмотрение должность «министра», то в настоящее время в лице женщины он один – это министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдикаликова. Она же по совместительству является советником президента Казахстана. Но если рассмотреть государственные органы власти на уровне замов и исполнителей, то, по словам г-жи Сарсенбаевой, здесь можно увидеть сильный разрыв в соотношении женщин и мужчин – 45-46%. В данном случае преобладают женщины.
Кроме того, на должности ответственных секретарей из 17 министерств порядка 5-6 – женщины. «Они несут ответственность за четкое распределение финансов, их реализацию. Здесь упомяну слова президента, который, выступая на Форуме деловых женщин Казахстана, отметил, что там, где женщина занимает пост руководителя, коррупционные моменты исчезают», – подчеркнула Раушан Сарсенбаева.
Таким образом, подчеркивает руководитель Ассоциации деловых женщин Казахстана, «сегодня «созрела» база для гендерного соотношения в 60%-40% или 70%-30%. Но назначают все равно мужчин».
Гендерные тенденции на рынке труда
Согласно опубликованному обзору, подготовленному компанией HeadHunter: Казахстан, Headhunter Job Index отмечены некоторые особенности гендерных тенденций спроса на рынке труда Казахстана на протяжении 2008-2009 годов.
Так, с четвертого квартала 2008 года соотношение численности соискателей-мужчин и женщин становится относительно пропорциональным, чего нельзя сказать о первых трех кварталах 2008 года. Происходящие экономические изменения в равной степени затрагивают обе гендерные группы.
Кроме того, на рынке труда Казахстана в первой половине 2009 года было отмечено нарастающее превалирование женщин и некоторое снижение активности соискателей-мужчин.
На данный момент это объясняется несколькими моментами. Во-первых, некоторое количество женщин, которые ранее по ряду причин находились в статусе «домохозяек», начинают задумываться о поиске работы в помощь семейному бюджету (к великому сожалению, немногие компании проиндексировали заработные платы согласно текущим экономическим изменениям).
Как отметила г-жа Сарсенбаева, в 70-80% малого и среднего бизнеса Казахстана руководители – женщины. Это тот бизнес, где нет большой прибыли, где за 3-15% рентабельности готовы работать только женщины. К данному бизнесу относится вся сфера услуг: парикмахерские, нотариальные конторы, туристические фирмы, аптечные сети, бутики, малые магазины и т.д.
Во-вторых, по данным HeadHunter: Казахстан, мужчины в большинстве своем, являясь основным источником семейных доходов, снижают активность поиска нового места работы, предпочитая держать синицу в руках, нежели лицезреть журавля в небе. Стабильность становится флагманом среди соискателей.
Что касается в целом спроса и предложения на рынке труда Казахстана в течение первых двух кварталов 2009 года, то ситуация сложилась таким образом, что с марта 2009 года наблюдается постепенный рост числа вакансий. При этом прирост вакансий в июне по сравнению с началом года составил +47%.
Согласно обзору, рассматривая соотношение спроса и предложения на рынке труда Казахстана – индекс HeadHunter (рассчитывается как соотношение числа резюме к числу вакансий), компанией было отмечено, что в первой половине 2009 года произошло увеличение индекса HeadHunter по сравнению с 2008 годом. Особенно это заметно в январе-феврале текущего года. По мере того, как происходило увеличение числа вакансий в весенние месяцы, значение индекса постепенно снижалось, и на июнь месяц величина составила 3,8.
При рассмотрении динамики индекса в региональном разрезе, на примере Алматы и Астаны, зафиксирован рост индекса в начале 2009 года. Данный рост характерен для обоих городов. «Ситуация вполне понятна: колебания индекса напрямую зависят от происходящих экономических и структурных изменений. После марта ситуация начинает стабилизироваться, индекс находится в коридоре между значениями 3,5 и 4,5», – отмечено в исследовании.
Анализируя тенденции на рынке труда в разрезе профессиональных областей, аналитиками компании отмечены следующие изменения.
В финансовой сфере к концу первой половины 2009 года число претендентов на одну позицию составило порядка 4-5 человек на одну вакансию. Что касается такой профессиональной области как «Продажи», наблюдается снижение конкурса на позицию. В остальных – «Маркетинг», «IT», «Юристы» – заметно незначительное увеличение индекса HeadHunter.
Самое минимальное значение индекса HeadHunter на протяжении первой половины 2009 года было зафиксировано в профессиональной области «Медицина/Фармацевтика», что не скажешь о таких областях как «Строительство», «Производство», «Транспорт/Логистика».
В целом, как пишут исследователи обзора, набор персонала в компаниях Казахстана не заморожен. В большинстве случаев пересматриваются подход к работе и тип кандидатов, требующихся на позиции. В некоторых профессиональных областях наблюдается совмещение специализаций. К примеру, в профессиональной области «Маркетинг/Реклама/PR» функционал менеджеров значительно расширен. Теперь менеджер в этой сфере по большей части занимается всеми тремя направлениями одновременно, иногда добавляя функционал дизайнера и смежных форм деятельности.
Наибольшую ценность приобретают специалисты, которые способны принести компании прямой доход, к примеру, менеджеры по продажам. Если рассматривать с точки зрения профессиональных аспектов кандидата, то в фаворе такие качества и навыки как бизнес-ориентированность, нацеленность на результат, активная жизненная позиция, способность находить решения поставленных задач, используя минимум ресурсов и достигая максимум эффекта.