В ближайшее время в Казахстане традиционное заочное обучение заменят дистанционным. Сейчас дистанционную систему обучения внедряют двадцать восемь вузов страны, сообщил «Капитал.kz» Рахман Алшанов, президент Ассоциации высших учебных заведений Казахстана. «Впоследствии такой вид обучения будет во всех вузах, потому что заочное обучение «сворачивается» и взамен должно прийти дистанционное как более продвинутый вид обучения, – поясняет президент ассоциации. – Сейчас его уже начали внедрять, поэтому, я думаю, особых проблем не будет. Единственное, нам потребуется для его повсеместного и качественного внедрения несколько лет».
По словам Айдара Букенова, директора компании Tamos Development Ltd, тормозом внедрения в Казахстане дистанционного обучения (ДО) являются правила, прописанные в законодательстве. «В Законе об образовании есть такой пункт, что в компетенцию учебных заведений входит внедрение дистанционных технологий, что значит – если вуз или колледж желает внедрить такое обучение, он спокойно может внедрять без оглядки на что-либо. В то же время в правилах по дистанционному обучению прописано – внедрение дистанционных технологий может быть по согласованию с министерством образования и науки. То есть вуз хочет внедрить дистанционные технологии, и во всем мире это свободно делается, но не может. Соответственно необходимо подать заявку в министерство, собрать кучу бумаг, после создается комиссия, которая полгода рассматривает и решает – дать или не дать разрешение. Вузы, колледжи боятся, идут на поклон», – сетует г-н Букенов.
По словам Рахмана Алшанова, разрешение на дистанционное обучение необходимо получать, чтобы избежать обмана студентов. Прежде чем дать лицензию, комиссия проверяет, готово ли учебное заведение вводить дистанционное обучение или нет.
«Если вуз хочет организовать дистанционное обучение и внедрить вместо заочного, необходимо получить разрешение – лицензию на реализацию обучения внутри города. Лицензия необходима для отчетности в налоговых органах, есть и другие структуры, которые могут ее потребовать, – поясняет президент Ассоциации. – В последующем, может быть, это и отменят. Подчеркну, что проблем на получение данной лицензии не существует, если в организации все процессы поставлены нормально. В некоторых местах для обучения у студентов нет условий, и руководство вуза при этом хочет просто заменить заочный вид обучения, придав ему вид дистанционного. Вот это будет профанация. Поэтому мы, к сожалению, должны ориентироваться на наш менталитет».
Кроме того, в качестве проблем при внедрении ДО эксперты отмечают отсутствие необходимых интернет-технологий, соответствующей материальной базы, оснащенности компьютерами классов/аудиторий в полной мере, отсутствие необходимой учебной литературы.
Между тем одной из положительных сторон данного вида обучения будет его стоимость. Как отмечают аналитики, стоимость дистанционной формы обучения ниже традиционной заочной на 50%.
Справка. Дистанционное образование – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удален от педагога и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети интернет.
Помимо интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.) посредством системы «университетский телепорт – спутник – спутниковая антенна студента – телевизор». Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.