На рынке возможно обострение конкуренции
Цены на чай на мировом рынке достигли исторического максимума. По мнению аналитиков, такая ситуация создает угрозу нехватки чая в связи с засухой в крупнейших странах-производителях: Кении, Шри-Ланке и Индии, сообщает BBC.
Во время торгов на крупнейшей мировой площадке по оптовой продаже чая – в кенийском порту Момбаса за килограмм лучшего черного чая категории ВР1 дают $3,7. Рост цен с 1 января нынешнего года составил уже 25%. Для сравнения: в 2001 году рыночная цена килограмма чая сорта ВР1 составляла $1,75.
Как отмечают специалисты лондонского Сити, на мировом рынке создается ситуация нехватки чая, что вызвано засухой в крупнейших странах-производителях. «Одновременно растет мировой спрос на чай. Так, его потребление увеличилось в минувшем году на 4,8%. Сейчас предложение чая начало отставать от спроса, что вызвало мощный рост цен», – говорят специалисты.
Как пишет РБК daily, ссылаясь на слова Рамаза Чантурия, гендиректора ассоциации «Росчайкофе», отрасль была готова к тяжелому сезону. По его словам, в мире дефицит чая уже существует: потребление в 2008 году составило 3,85 млн. тонн, тогда как произведено 3,78 млн. тонн. При этом спрос на чай продолжает расти: в прошлом году, например, он увеличился на 4,8%.
Аналитики агентства ROIF Expert пришли к выводу, что, несмотря на довольно тяжелое положение участников рынка, отрасль производства чая чувствует себя лучше, чем многие другие сферы экономики. Основным положительным фактором, который позволяет рынку нормально функционировать, является высокий показатель конечного спроса на продукцию. Основными тенденциями развития рынка чая в настоящее время являются: смещение спроса в сторону средних и более дешевых сортов чая, рост розничных цен на чай, обострение конкуренции.
Потребительские предпочтения на рынке чая претерпевают заметные изменения: как результат снижения покупательской способности вновь начинается рост доли черного чая, особенно среднего и нижнего ценовых сегментов.
Как рассказал «Капитал.kz» Максат Киямбеков, технический директор ТОО «RG Brands Kazakhstan», чай действительно дорожает ввиду роста спроса и потребления, с одной стороны, а также сокращения объемов ввиду климатических условий, с другой стороны. «Мы наблюдаем такую ситуацию и в Кении, на долю которой приходится 70% от закупаемого сырья, и в Индии – 22%. Также это связано и с качеством закупаемого чая. Мы приобретаем грейды BP, который является наиболее востребованным на рынке Казахстана и на который приходится 15% доли производства в Индии и 10% от производства Кении, и на данном рынке приходится конкурировать с такими странами, как Великобритания, Индия, Пакистан, Иран, Судан», – говорит г-н Киямбеков.
Он подчеркнул, что «нужно отметить и сезонность индийского рынка, а также возрастающее потребление со стороны вышеуказанных стран, особенно Индии, доля внутреннего потребления которой более 85%. Нельзя исключать и роль государства, которое защищает внутренний рынок, а также финансовое положение стран-участниц. Так как чай аукционный продукт, соответственно все вышеуказанные факторы, и ситуация на внутреннем рынке (девальвация тенге) влияют лишь на увеличение закупочной цены. Таким образом, мы имеем прямое влияние мирового роста цен на казахстанском рынке».
Дефицита чая в Казахстане нет, наблюдается даже прирост в сравнении с прошлым годом на 15%. По словам технического директора, казахстанский рынок даже близок к насыщению и консолидирован игроками. На тройку лидеров, в число которых входит и Tealand, приходится более 60% доли рынка. Это означает, что потенциал роста ограничен, и поэтому необходимо включаться в борьбу за долю конкурентов. По оценкам компании AC Nielsen, на сегодняшний день казахстанский рынок чая составляет примерно 22-25 млн.кг.
«В этом году чайный бизнес находится под серьезным давлением как от внешних факторов ввиду роста цен от производителей, так и от процессов внутри страны, плюс остается угроза дальнейшего роста цен на аукционах, в результате которых теряется маржа предприятия, и увеличивается финансовое давление. Поэтому мы вынуждены вместе с нашими партнерами принимать либо выжидательную позицию, либо увеличивать заказы в благоприятные периоды, что также увеличивает финансовую нагрузку», – сетует г-н Киямбеков.
Между тем, по словам аналитиков, минимизировать цены на чай сложно, так как чай продается на аукционе, когда производитель в условиях сокращения объемов пытается заработать маржу на фоне устойчивого роста спроса со стороны покупателя, этому тяжело противостоять, тем более что Казахстан занимает не более 3% от общего объема закупа. «Ограничением является и цена на полке, которую мы вынуждены поднимать. В этом году цена была поднята на 16% при девальвации в 25%, то есть мы со своей стороны являемся своего рода смягчающей подушкой, и, безусловно, часть нагрузки берем на себя, – поясняет Максат Киямбеков. – В таких стесненных условиях производитель вынужден оптимизировать процессы и затраты предприятия, а также стать более профессиональным игроком аукциона, для того чтобы предугадывать цены и производить оптимальный закуп».
Кто в этой ситуации оказывается в более выигрышном положении: отечественные производители, которые завозят только сырье, или те, кто чай импортирует в Казахстан, сказать сложно, утверждает эксперт. «Рынок и его механизмы заставляют думать и терять всех участников, тем более в таком продукте, как чай. Все же если рассматривать стороны, а их как минимум 4 – то не проигрывает лишь трейдер, который констатирует факты увеличения цены и перекладывает увеличение цены на плечи отечественных производителей. Покупатель выигрывает на конкуренции в виде лучшего продукта с лучшим качеством и за лучшую цену», – резюмирует технический директор ТОО «RG Brands Kazakhstan».