Симптомы выздоровления мировой экономики
Международная торговля, впрочем, как и вся мировая экономика подает недвусмысленные положительные сигналы. К примеру, по данным Голландского бюро анализа экономической политики, промышленное производство в мире во II квартале выросло на 2,1% относительно I квартала, в то время как за предыдущее полугодие упало на 11%.
Как говорят аналитики, благодаря такому улучшению экономической ситуации страны перестали наращивать защитные меры в торговле. В результате падение импорта сократилось с 10,9% до 1,3%, а экспорта – с 11,5% до 0,2%. Цены за единицу товара, измеренные в долларах, в октябре-декабре упали на 14,3%, в январе-марте – на 5,3%, а в апреле-июне наоборот подросли на 1,6%.
В США, Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке ситуация улучшается медленнее, а в Восточной Азии и Японии – быстрее. К примеру, экспорт из Страны восходящего солнца вырос на 12,3%. Республика смогла добиться таких результатов за счет резкого снижения цен на свою продукцию: средняя цена единицы вывозимого товара, измеренная в долларах, упала во II квартале на 11,4%. Небольшой рост европейской торговли объясняет неожиданно быстрое выздоровление Германии и Франции.
В Российской Федерации (РФ) внешняя торговля, согласно Росстату, нащупала дно уже в феврале. Тогда впервые за полугодие товарооборот вырос с $26,4 млрд. до $30,3 млрд. и потом продолжил медленно увеличиваться. После резкого падения на рубеже 2008-2009 гг. выросли объемы экспорта нефти и газа. Хотя по сравнению с ситуацией годичной давности доля нефти и газа в экспорте сократилась с 51,5% до 46,6%, тем не менее, сырье остается основой внешней торговли России. Цены на него не падают, а при условии, что российские торговые партнеры продолжат выздоравливать, РФ в принципе опасаться нечего.
В Казахстане же внешнеторговый оборот в I полугодии 2009 года по сравнению с прошлогодними показателями за аналогичный период – уменьшился. Согласно данным Министерства индустрии и торговли, он достиг $30,4 млрд., тогда как в 2008 году составлял $52,1 млрд.
По мнению специалистов, советская система сделала Казахстан, как и другие среднеазиатские республики, экспортером сырья и импортером готовых изделий, и такое положение, вероятно, будет сохраняться и в ближайшее время.
Экспортный потенциал республики имеет ярко выраженную сырьевую направленность и формируется за счет топливного, металлургического, химического комплекса. Объем экспорта казахстанской продукции за отчетный период составил $17,2 млрд. 82% экспорта казахстанских товаров приходится на страны дальнего зарубежья, а 18% – экспортируется в страны СНГ. В числе основных покупателей отечественной продукции в общем объеме экспорта Италия (15,7%), Китай (13,4%), Швейцария (11,6%), Россия (8,7%), Франция (8,7%), Нидерланды (4,7%), Великобритания (3,5%), Украина (3,5%) и Иран (3,5%).
Объем импорта за январь-июнь этого года достиг $13,2 млрд. против $17,1 млрд. за аналогичный период 2008 года. Основными поставщиками импортной продукции являются: РФ (30,3%), Китай (15,9%), Украина (9,1%), Германия (7,6%), США (6,1%), Италия (3,8%), Великобритания (2,3%) и Япония (2,3%).
Наибольший удельный вес в общем объеме импорта составили: машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты (35,1%); металлы и изделия из них (26,8%); продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, включая каучук и пластмассы (12,1%); минеральные продукты (9,6%); продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (8,4%); древесина и изделия из нее (3%).
В целом же сегодня после самого тяжкого полугодия для международной торговли со времен Второй мировой вдруг наступило улучшение: во II квартале этого года – ее объем снизился всего лишь на 0,7%. В то время как эксперты Всемирной торговой организации (ВТО) еще весной прогнозировали сокращение объемов мировой торговли в этом году на 9%. Обострение кризиса международной торговли в ВТО объясняли тем, что в современном мире национальные экономики интегрированы теснее, чем когда-либо, а мировая экономика в целом испытывает общий недостаток финансирования и доступа к банковским кредитам. А ключевым препятствием для выхода из ситуации называли протекционизм.
«Национальные правительства должны отказаться от протекционистских мер, которые сделают ситуацию только хуже. Ограничение импорта приведет к тому, что торговые партнеры ограничат экспорт, и все это ударит по торговле, двигателю выздоровления мировой экономики», – уверен Паскаль Лами, глава ВТО.
С ним солидарен и Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank в России. «Протекционистский навес, то есть уже введенные защитные меры, продолжат действовать в ближайшие месяцы до конца года. Поэтому говорить о достижении дна в международной торговле еще рано. Хотя позитивная динамика наблюдается: страны выходят из кризиса, вводят меньше протекционистских мер, что может привести к прекращению спада в торговле. Однако если придет еще одна волна кризиса, никто не будет застрахован от введения новых протекционистских мер, поэтому спад может продолжиться», – считает г-н Лисоволик.
По его словам, для того чтобы во всем мире искоренить протекционистские баррикады, воздвигнутые во время кризиса, необходимо, как минимум, полгода.
Авторы доклада Fuelling global trade из Economist Intelligence Unit обнаружили, что рост торговли между двумя странами начинается, только если ВВП обоих государств растет. И сегодня, как полагают аналитики, остается надеяться только на то, что рост ВВП разных стран подстегнет торговлю. В среднесрочной перспективе, за отсутствием других двигателей, торговля будет прирастать примерно теми же темпами, что и мировая экономика. Так что если этот положительный тренд не изменится, торговля будет выздоравливать быстрее, чем ожидалось.