USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.36$
+0.110
BTC
98043.90$
+3795.200

Если страховые компании будут инертными

то они вынуждены будут уйти с рынкаЭксперты рейтингового агентства Standard&Poor's в своем недавнем отчете относительно перс...

Share
Share
Share
Tweet
Share

то они вынуждены будут уйти с рынка

Эксперты рейтингового агентства Standard&Poor's в своем недавнем отчете относительно перспектив страхового рынка Казахстана отметили, что сейчас фактически этот сектор находится в депрессии. Хотя перспективы страхования большие, но чрезмерная восприимчивость к макроэкономическим процессам еще больше делает страховую отрасль уязвимой. В то же время эксперты считают, что правительство республики не будет помогать страховым компаниям через участие в капитале страховщиков, однако АФН, несомненно, будет и дальше строго контролировать как тенденции в страховой отрасли, так и деятельность отдельных страховщиков. Тем не менее, косвенное влияние правительства на страховой рынок будет весьма ощутимым. Инструментами влияния станут характер и время проведения реформы налогового режима, а также степень общей государственной поддержки казахстанской экономики, от которой будет зависеть активность страховщиков.

О том, как сейчас страховые компании чувствуют себя на рынке, за счет каких продуктов получают прибыль и чего ждут в ближайшее время в интервью «Капитал.kz» рассказал Талгат Усенов, председатель правления АО «СК «Сентрас Иншуранс».

– Талгат Калдыбаевич, как развивается страховой рынок Казахстана в условиях кризиса?

– Безусловно, спад в этом секторе финансового рынка наблюдается, но так как отношение доли страховых премий к ВВП Казахстана не очень высокое, этот спад не оказывает влияния на экономику страны. В прошлом году эта доля составляла 0,9%, а за 7 месяцев 2009 года данный показатель достиг 0,41% по отношению к ВВП. Но мы считаем, что он вырастет до конца этого года за счет того, что ВВП покажет небольшое снижение, как полагают некоторые аналитики, до 2-3%. По нашим данным, доля страховых премий вырастет до 0,6%.

Также отмечу, что за 7 месяцев страховой рынок показал снижение на 19%, включая входящее перестрахование, без которого прямое перестрахование снизилось до 29%, а до конца года уровень падения рынка прямого страхования (по нашей оценке) составит порядка 25%.

Как я уже сказал, рынок не очень емкий и занимает малую долю в финансовом секторе республики, из-за чего это падение не имеет негативного мультипликативного эффекта на экономику страны.

Сказывается и то, что сам по себе страховой рынок достаточно закрыт. Хотя мы работаем с клиентами, но услуги страхования не столь востребованы казахстанцами, как, например, банковские. Это связано со многими причинами, одной из них можно назвать недоверие со стороны потенциальных клиентов, ведь в свое время многие обожглись, когда госстрах лопнул, и все накопления потерялись.

Добавлю, что это касается не только страхового рынка, но и других финансовых институтов, сейчас падает доверие и по отношению к банкам, в связи с теми проблемами, которые существуют на рынке.

Вторая причина заключается в том, что страховой продукт достаточно сложный, и не все люди понимают его сути. Также среди населения существуют опасения, что компании в случае наступления страхового случая откажутся выплачивать, то есть якобы в страховом договоре можно найти столько лазеек, чтобы отказать в выплате. Однако это не так. Людей пугает и то, что в отличие от других услуг или товаров, в момент приобретения страховой продукт является неосязаемым. И действительно, в страховании услуга проявляется лишь тогда, когда происходит страховой случай.

Сейчас в Казахстане доля страховых премий, которая приходится на каждого человека, составляет меньше $30, наибольшую часть этих премий составляет корпоративное страхование. На физических лиц приходится очень маленькая доля, причем это связано в основном с обязательным страхованием. Что касается добровольного, то у наших людей менталитет еще социалистического склада, люди надеются на государство, родственников, но сейчас нужно надеяться на себя. Я считаю, что важно поменять культуру отношения к рискам.

– Какие сегодня наиболее популярные страховые продукты среди казахстанцев?

– В первую очередь это автострахование, так как все понимают, что на дороге вероятность негативных ситуаций, в частности аварий, намного больше, чем, например, с недвижимостью. Поэтому сейчас страхование автомобилей является наиболее перспективным для страховых компаний. Я бы не сказал, что оно прибыльное, но продвижение этого продукта легче, и в какой-то степени доход многих компаний базируется именно на этих видах страхования: на добровольном и обязательном страховании автомобилей.

Что касается имущественного страхования, то львиная доля приходится на промышленное страхование. Свою недвижимость, в отличие от машин, казахстанцы страхуют не так активно, потому что полагают, что с ней ничего не произойдет. Но ведь все же лучше застраховать свое жилье, и, как говорится, спать спокойно. Тем более что страховой сбор составляет 0,2% от стоимости имущества, это небольшая сумма.

С другой стороны, сами страховые компании должны вызывать доверие, ведь имущественное страхование выглядит долгосрочным. Поэтому, в целом, если оценивать этот продукт, то, скорее всего, он начнет пользоваться популярностью лишь через 3-5 лет.

В ближайшее время будет развиваться страхование ответственности работодателя. Сейчас принят закон, что до 2012 года разрешено работать в этом плане компаниям и по страхованию жизни, и по общему страхованию, а после 2012-го таким страхованием будут заниматься только компании life.

Будет по-прежнему развиваться страхование грузов, хотя, в связи со снижением активности, этот вид упал на 32%, однако перспективы его достаточно велики. В целом, перспективы страхового рынка очень большие. Со временем люди начнут больше думать о страховой защите, нежели полагаться на кого-то.

– Как Вы считаете, будут ли в этом году и в ближайшие два года слияния и поглощения на рынке, а также ликвидация?

– Как вы знаете, АФН в настоящее время инициирует ликвидацию компании «Алтын Полис», так как там были выявлены нарушения, причем как по работе с клиентами, так и несоблюдение пруденциальных нормативов. Это своеобразный сигнал о том, что в ближайшее время некоторые компании, которые имеют аналогичные нарушения, тоже могут уйти с рынка. 

В следующем году, на мой взгляд, этот тренд может продолжиться, так как, по оценкам экспертов, 43 компании для нашего рынка очень много.

Сейчас страховой сектор Казахстана на низкостартовом уровне, и необходимо делать большие инвестиции в страховую компанию, чтобы она могла стать лидером на рынке. При этом нужно иметь большие резервы для тех инвесторов и акционеров, которые хотят быть успешными на страховом рынке. В данной связи не исключено, что сокращение страховых компаний продолжится.

– До начала кризиса было популярным у банков создавать целые финансовые конгломераты, в которые входили и страховые компании. Как они сейчас существуют?

– Действительно, это было достаточно модно в период активного финансового роста, банк создавал в своей группе страховую компанию, некоторые одновременно открывали и life, и общее страхование. В период активного роста всего рынка и экономики компании, аффилиированные с банками, хорошо росли.

Во-первых, они получали большую поддержку со стороны банков: это и страхование залогового имущества, и страхование жизни заемщика. И, во-вторых, СК получали корпоративных клиентов, которые были зависимы от банков.

Но в связи с разразившимся в 2007 году кризисом доля страхования, которая приходит от БВУ, снизилась, и многие компании, аффилиированные с банками, потеряли позиции на рынке.

Если раньше казалось, что страховые компании, не входящие в финансовые группы, не выживут, то сейчас многие из них получают все больше преимуществ, потому что, к примеру, могут работать с различными финансовыми институтами, в том числе и с разными банками. Как правило, к компаниям, аффилиированным с тем или иным банком, другие финансовые институты не обращались, потому что боялись конкуренции и утечки информации, а независимая компания может работать с различными банками.

– Как в настоящее время развивается элитное страхование в Казахстане?

– Элитное страхование у нас в стране очень слабо развито. Под элитным страхованием мы имеем в виду эксклюзивное страхование рисков и предлагаем такие услуги нашим клиентам. На Западе это распространено, особенно это касается звезд шоу-бизнеса, спорта, политиков и т. д. Они страхуют свою жизнь на большую сумму, а звезды страхуют либо часть тела, либо особенность, голос например, с тем, чтобы подчеркнуть свое отличие от других. Наши звезды в этом отношении пока очень скромные.

Что касается других видов эксклюзивного страхования, у нас оно в большей степени основывается на автомобильном страховании. Некоторые компании, и наша в том числе, предлагают такую услугу, что автомобиль застрахован от всего, например, в случае ДТП все организовывает страховая компания, а водитель может уехать, даже не дожидаясь автоинспектора. Для страхового рынка Казахстана это хороший продукт.

Другие виды эксклюзивного страхования связаны с каким-либо событием, у нас это редкий случай. Например, в гольфе первый удар при попадании в лунку обычно является призовым, в Казахстане был случай, когда в качестве приза предоставлялся дорогой джип. И организаторы данного турнира застраховали этот удар.

В целом же эксклюзивных страховых продуктов в Казахстане очень мало, на Западе существуют очень интересные продукты.

– Планируете ли Вы внедрять новые страховые продукты в ближайшие несколько лет?

– В настоящее время мы делаем акцент на классических продуктах, которые более или менее понятны казахстанцам, автомобильное и имущественное страхование.

Но в дальнейшем, когда наш потребитель будет готов принять новые продукты, мы готовы будем предлагать страхование гражданской ответственности, на Западе многие люди покупают такой вид страхования. Например, покупатель в супермаркете задел какую-то витрину и разбил ее, сумма ущерба огромная, человеку не по карману, поэтому подобный риск страхуется. У нас пока такого запроса не было, и другие страховые компании не предлагают такой вид, так как спрос пока будет небольшим.

Еще один вид страхования – страхование ответственности домашних животных. К примеру, собака укусила соседа, необходимо оплачивать его лечение, опять же нет денег, поэтому такие риски мы также готовы страховать.

Мы бы хотели предложить и страхование багажа при его утере. Еще один продукт, связанный с путешествиями, который мы бы хотели предложить казахстанцам, это страховка рисков невозможности поехать за границу. Иначе говоря, если вы забронировали билеты, отель, а посольство отказало в визе, все риски таких форс-мажорных ситуаций мы застраховываем и оплачиваем. Либо случай, если в стране, куда планирует поехать турист, произошел какой-либо форс-мажор: стихийное бедствие или бунт, это также может быть застраховано. Можно придумывать много интересных продуктов в зависимости от того, как будет возникать спрос.

– Что необходимо для развития страхового рынка?

Страховой бизнес достаточно сложный и комплексный, чтобы его продвинуть, необходимы большие ресурсы. Здесь нужно вкладываться годами и дать возможность опытным специалистам это дело поставить на ноги и развить. Но таких компаний и инвесторов не очень много. Даже лидирующие казахстанские компании, к сожалению, пока далеки от того уровня, которого достиг европейский или даже восточно-европейский страховой рынок.

Потенциал рынка большой, однако его как поле надо вспахать, но почему, к примеру, глобальные игроки должны вспахивать это поле своими ресурсами? Если какие-то компании выйдут и проPRят страхование, поднимут страховую культуру населения, то следом другие компании будут пожинать эти плоды. Многие иностранные компании этого и ждут, пока поле будет плодородным, и тогда будет более жесткая конкуренция. К тому моменту казахстанские компании должны быть более зрелыми, иметь развитую инфраструктуру. Если же страховые компании будут инертными, то тогда многие уйдут с рынка, и само страхование будет развиваться медленно. Для этого нужна государственная помощь, чтобы донести людям понимание о необходимости страховых услуг.

– Спасибо за интервью.


Справка. За период с начала 2009 года совокупные активы страховых организаций увеличились на 13,3%, составив на 1 августа 2009 года 304,6 млрд. тенге. Совокупный собственный капитал увеличился на 5,0% и составил 174,2 млрд. тенге. Сумма страховых резервов составила 109,7 млрд. тенге.

Объем страховых премий, принятых по договорам прямого страхования, по состоянию на 1 августа 2009 года составил 64,6 млрд. тенге, что на 29,3% меньше аналогичного показателя 2008 года. В том числе объем страховых премий по обязательному страхованию составил 15,8 млрд. тенге (уменьшение на 2,5%), по добровольному личному страхованию страховые премии составили 12,3 млрд. тенге (увеличение на 0,8%), по добровольному имущественному страхованию – 36,5 млрд. тенге (уменьшение на 42,1%).

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.