то они вынуждены будут уйти с рынка
Эксперты рейтингового агентства Standard&Poor's в своем недавнем отчете относительно перспектив страхового рынка Казахстана отметили, что сейчас фактически этот сектор находится в депрессии. Хотя перспективы страхования большие, но чрезмерная восприимчивость к макроэкономическим процессам еще больше делает страховую отрасль уязвимой. В то же время эксперты считают, что правительство республики не будет помогать страховым компаниям через участие в капитале страховщиков, однако АФН, несомненно, будет и дальше строго контролировать как тенденции в страховой отрасли, так и деятельность отдельных страховщиков. Тем не менее, косвенное влияние правительства на страховой рынок будет весьма ощутимым. Инструментами влияния станут характер и время проведения реформы налогового режима, а также степень общей государственной поддержки казахстанской экономики, от которой будет зависеть активность страховщиков.
О том, как сейчас страховые компании чувствуют себя на рынке, за счет каких продуктов получают прибыль и чего ждут в ближайшее время в интервью «Капитал.kz» рассказал Талгат Усенов, председатель правления АО «СК «Сентрас Иншуранс».
– Талгат Калдыбаевич, как развивается страховой рынок Казахстана в условиях кризиса?
– Безусловно, спад в этом секторе финансового рынка наблюдается, но так как отношение доли страховых премий к ВВП Казахстана не очень высокое, этот спад не оказывает влияния на экономику страны. В прошлом году эта доля составляла 0,9%, а за 7 месяцев 2009 года данный показатель достиг 0,41% по отношению к ВВП. Но мы считаем, что он вырастет до конца этого года за счет того, что ВВП покажет небольшое снижение, как полагают некоторые аналитики, до 2-3%. По нашим данным, доля страховых премий вырастет до 0,6%.
Также отмечу, что за 7 месяцев страховой рынок показал снижение на 19%, включая входящее перестрахование, без которого прямое перестрахование снизилось до 29%, а до конца года уровень падения рынка прямого страхования (по нашей оценке) составит порядка 25%.
Как я уже сказал, рынок не очень емкий и занимает малую долю в финансовом секторе республики, из-за чего это падение не имеет негативного мультипликативного эффекта на экономику страны.
Сказывается и то, что сам по себе страховой рынок достаточно закрыт. Хотя мы работаем с клиентами, но услуги страхования не столь востребованы казахстанцами, как, например, банковские. Это связано со многими причинами, одной из них можно назвать недоверие со стороны потенциальных клиентов, ведь в свое время многие обожглись, когда госстрах лопнул, и все накопления потерялись.
Добавлю, что это касается не только страхового рынка, но и других финансовых институтов, сейчас падает доверие и по отношению к банкам, в связи с теми проблемами, которые существуют на рынке.
Вторая причина заключается в том, что страховой продукт достаточно сложный, и не все люди понимают его сути. Также среди населения существуют опасения, что компании в случае наступления страхового случая откажутся выплачивать, то есть якобы в страховом договоре можно найти столько лазеек, чтобы отказать в выплате. Однако это не так. Людей пугает и то, что в отличие от других услуг или товаров, в момент приобретения страховой продукт является неосязаемым. И действительно, в страховании услуга проявляется лишь тогда, когда происходит страховой случай.
Сейчас в Казахстане доля страховых премий, которая приходится на каждого человека, составляет меньше $30, наибольшую часть этих премий составляет корпоративное страхование. На физических лиц приходится очень маленькая доля, причем это связано в основном с обязательным страхованием. Что касается добровольного, то у наших людей менталитет еще социалистического склада, люди надеются на государство, родственников, но сейчас нужно надеяться на себя. Я считаю, что важно поменять культуру отношения к рискам.
– Какие сегодня наиболее популярные страховые продукты среди казахстанцев?
– В первую очередь это автострахование, так как все понимают, что на дороге вероятность негативных ситуаций, в частности аварий, намного больше, чем, например, с недвижимостью. Поэтому сейчас страхование автомобилей является наиболее перспективным для страховых компаний. Я бы не сказал, что оно прибыльное, но продвижение этого продукта легче, и в какой-то степени доход многих компаний базируется именно на этих видах страхования: на добровольном и обязательном страховании автомобилей.
Что касается имущественного страхования, то львиная доля приходится на промышленное страхование. Свою недвижимость, в отличие от машин, казахстанцы страхуют не так активно, потому что полагают, что с ней ничего не произойдет. Но ведь все же лучше застраховать свое жилье, и, как говорится, спать спокойно. Тем более что страховой сбор составляет 0,2% от стоимости имущества, это небольшая сумма.
С другой стороны, сами страховые компании должны вызывать доверие, ведь имущественное страхование выглядит долгосрочным. Поэтому, в целом, если оценивать этот продукт, то, скорее всего, он начнет пользоваться популярностью лишь через 3-5 лет.
В ближайшее время будет развиваться страхование ответственности работодателя. Сейчас принят закон, что до 2012 года разрешено работать в этом плане компаниям и по страхованию жизни, и по общему страхованию, а после 2012-го таким страхованием будут заниматься только компании life.
Будет по-прежнему развиваться страхование грузов, хотя, в связи со снижением активности, этот вид упал на 32%, однако перспективы его достаточно велики. В целом, перспективы страхового рынка очень большие. Со временем люди начнут больше думать о страховой защите, нежели полагаться на кого-то.
– Как Вы считаете, будут ли в этом году и в ближайшие два года слияния и поглощения на рынке, а также ликвидация?
– Как вы знаете, АФН в настоящее время инициирует ликвидацию компании «Алтын Полис», так как там были выявлены нарушения, причем как по работе с клиентами, так и несоблюдение пруденциальных нормативов. Это своеобразный сигнал о том, что в ближайшее время некоторые компании, которые имеют аналогичные нарушения, тоже могут уйти с рынка.
В следующем году, на мой взгляд, этот тренд может продолжиться, так как, по оценкам экспертов, 43 компании для нашего рынка очень много.
Сейчас страховой сектор Казахстана на низкостартовом уровне, и необходимо делать большие инвестиции в страховую компанию, чтобы она могла стать лидером на рынке. При этом нужно иметь большие резервы для тех инвесторов и акционеров, которые хотят быть успешными на страховом рынке. В данной связи не исключено, что сокращение страховых компаний продолжится.
– До начала кризиса было популярным у банков создавать целые финансовые конгломераты, в которые входили и страховые компании. Как они сейчас существуют?
– Действительно, это было достаточно модно в период активного финансового роста, банк создавал в своей группе страховую компанию, некоторые одновременно открывали и life, и общее страхование. В период активного роста всего рынка и экономики компании, аффилиированные с банками, хорошо росли.
Во-первых, они получали большую поддержку со стороны банков: это и страхование залогового имущества, и страхование жизни заемщика. И, во-вторых, СК получали корпоративных клиентов, которые были зависимы от банков.
Но в связи с разразившимся в 2007 году кризисом доля страхования, которая приходит от БВУ, снизилась, и многие компании, аффилиированные с банками, потеряли позиции на рынке.
Если раньше казалось, что страховые компании, не входящие в финансовые группы, не выживут, то сейчас многие из них получают все больше преимуществ, потому что, к примеру, могут работать с различными финансовыми институтами, в том числе и с разными банками. Как правило, к компаниям, аффилиированным с тем или иным банком, другие финансовые институты не обращались, потому что боялись конкуренции и утечки информации, а независимая компания может работать с различными банками.
– Как в настоящее время развивается элитное страхование в Казахстане?
– Элитное страхование у нас в стране очень слабо развито. Под элитным страхованием мы имеем в виду эксклюзивное страхование рисков и предлагаем такие услуги нашим клиентам. На Западе это распространено, особенно это касается звезд шоу-бизнеса, спорта, политиков и т. д. Они страхуют свою жизнь на большую сумму, а звезды страхуют либо часть тела, либо особенность, голос например, с тем, чтобы подчеркнуть свое отличие от других. Наши звезды в этом отношении пока очень скромные.
Что касается других видов эксклюзивного страхования, у нас оно в большей степени основывается на автомобильном страховании. Некоторые компании, и наша в том числе, предлагают такую услугу, что автомобиль застрахован от всего, например, в случае ДТП все организовывает страховая компания, а водитель может уехать, даже не дожидаясь автоинспектора. Для страхового рынка Казахстана это хороший продукт.
Другие виды эксклюзивного страхования связаны с каким-либо событием, у нас это редкий случай. Например, в гольфе первый удар при попадании в лунку обычно является призовым, в Казахстане был случай, когда в качестве приза предоставлялся дорогой джип. И организаторы данного турнира застраховали этот удар.
В целом же эксклюзивных страховых продуктов в Казахстане очень мало, на Западе существуют очень интересные продукты.
– Планируете ли Вы внедрять новые страховые продукты в ближайшие несколько лет?
– В настоящее время мы делаем акцент на классических продуктах, которые более или менее понятны казахстанцам, автомобильное и имущественное страхование.
Но в дальнейшем, когда наш потребитель будет готов принять новые продукты, мы готовы будем предлагать страхование гражданской ответственности, на Западе многие люди покупают такой вид страхования. Например, покупатель в супермаркете задел какую-то витрину и разбил ее, сумма ущерба огромная, человеку не по карману, поэтому подобный риск страхуется. У нас пока такого запроса не было, и другие страховые компании не предлагают такой вид, так как спрос пока будет небольшим.
Еще один вид страхования – страхование ответственности домашних животных. К примеру, собака укусила соседа, необходимо оплачивать его лечение, опять же нет денег, поэтому такие риски мы также готовы страховать.
Мы бы хотели предложить и страхование багажа при его утере. Еще один продукт, связанный с путешествиями, который мы бы хотели предложить казахстанцам, это страховка рисков невозможности поехать за границу. Иначе говоря, если вы забронировали билеты, отель, а посольство отказало в визе, все риски таких форс-мажорных ситуаций мы застраховываем и оплачиваем. Либо случай, если в стране, куда планирует поехать турист, произошел какой-либо форс-мажор: стихийное бедствие или бунт, это также может быть застраховано. Можно придумывать много интересных продуктов в зависимости от того, как будет возникать спрос.
– Что необходимо для развития страхового рынка?
Страховой бизнес достаточно сложный и комплексный, чтобы его продвинуть, необходимы большие ресурсы. Здесь нужно вкладываться годами и дать возможность опытным специалистам это дело поставить на ноги и развить. Но таких компаний и инвесторов не очень много. Даже лидирующие казахстанские компании, к сожалению, пока далеки от того уровня, которого достиг европейский или даже восточно-европейский страховой рынок.
Потенциал рынка большой, однако его как поле надо вспахать, но почему, к примеру, глобальные игроки должны вспахивать это поле своими ресурсами? Если какие-то компании выйдут и проPRят страхование, поднимут страховую культуру населения, то следом другие компании будут пожинать эти плоды. Многие иностранные компании этого и ждут, пока поле будет плодородным, и тогда будет более жесткая конкуренция. К тому моменту казахстанские компании должны быть более зрелыми, иметь развитую инфраструктуру. Если же страховые компании будут инертными, то тогда многие уйдут с рынка, и само страхование будет развиваться медленно. Для этого нужна государственная помощь, чтобы донести людям понимание о необходимости страховых услуг.
– Спасибо за интервью.
Справка. За период с начала 2009 года совокупные активы страховых организаций увеличились на 13,3%, составив на 1 августа 2009 года 304,6 млрд. тенге. Совокупный собственный капитал увеличился на 5,0% и составил 174,2 млрд. тенге. Сумма страховых резервов составила 109,7 млрд. тенге.
Объем страховых премий, принятых по договорам прямого страхования, по состоянию на 1 августа 2009 года составил 64,6 млрд. тенге, что на 29,3% меньше аналогичного показателя 2008 года. В том числе объем страховых премий по обязательному страхованию составил 15,8 млрд. тенге (уменьшение на 2,5%), по добровольному личному страхованию страховые премии составили 12,3 млрд. тенге (увеличение на 0,8%), по добровольному имущественному страхованию – 36,5 млрд. тенге (уменьшение на 42,1%).