Саммит G20 не дал ясного ответа о направлении развития мировой экономики в посткризисный период
Питтсбург встречал лидеров 20 промышленно развитых стран мира маршем противников глобализации, переросшим в хаос. Антиглобалисты выкрикивали лозунги против капитализма, катили по направлению к полицейским мусорные баки. Реакция американских стражей порядка не заставила себя ждать – и в стране, передовом экспортере демократии, против людей, выражающих свое мнение, был применен слезоточивый газ. Впрочем, столкновения антиглобалистов и полиции – случаются несколько раз в год – на всех саммитах G8 и G20.
Лидеры «двадцатки» (G20) никак не реагировали на происходящее. В частности, по сообщению BBC, президент России Дмитрий Медведев назвал город, принимающий саммит, красивым, но отметил что из-за мер безопасности совсем не видно людей, так что обстановка полностью способствовала рабочему настрою.
Одним из самых громких событий саммита стала новость о втором иранском заводе по обогащению урана. Помимо стандартных заявлений на эту тему со стороны лидеров западных стран, Россия впервые не так как обычно отреагировала на развитие ядерной программы Ирана. Было отмечено, что в случае отказа в сотрудничестве со стороны Тегерана в силу вступят «другие механизмы». Что подразумевают под собой эти механизмы – нам и Ирану оставили догадываться самим в меру оптимизма каждого из нас. Вероятно, подразумеваются экономические санкции, на военное вмешательство ни у кого после опустошающего кризиса нет ни денег, ни желания. Вообще, тенденция миролюбия после кризиса проявилась достаточно остро. Мировые державы идут на уступки друг другу в части разоружения. Об отказе США размещать ракеты-перехватчики в Польше и радар в Чехии президент страны Барак Обама объявил 17 сентября. На саммите Москва пошла навстречу своему заокеанскому партнеру и объявила об отсутствии необходимости в размещении ракет «Искандер» на территории Калининградской области. Вашингтон, конечно, не полностью отказался от идеи внешней защиты от возможной иранской угрозы и намерен теперь сконцентрироваться на противоракетных системах морского базирования, выбрав более приемлемый для России способ.
Время бенефиса «ястребов» в политике прошло в момент начала кризиса, и на первые роли выходят проблемы экономической реабилитации планеты, поэтому вопросы вооружения на саммите быстро сменились насущными решениями. Речь шла о мониторинге макроэкономической ситуации в разных странах, что, по мнению участников саммита, призвано создать систему раннего предупреждения о финансовых кризисах.
Международный валютный фонд решено было реформировать. Лидеры «двадцатки» согласились перераспределить в пользу развивающихся стран пять процентов голосов в рамках МВФ и три процента во Всемирном банке.
Другим важным консенсусом стало превращение саммита не просто в антикризисную площадку, а в постоянный форум, на котором обсуждаются насущные экономические вопросы. Насколько много будет пользы экономике от этого преобразования, можно увидеть хотя бы в принятии «Рамочного соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте». Рамочное соглашение – документ довольно призрачный и несет в себе больше договоренности о взаимопонимании, чем конкретные реальные указания и меры по выполнению задачи, вынесенной в его заглавие. Безусловно, G8 уже давно не может решить экономических вопросов в мировом масштабе, не имея в своем составе Китая, Индии, Бразилии и прочих региональных лидеров, поэтому вполне резонно указанные функции были возложены на G20. Однако на практике документы, принимаемые на двухсторонних переговорах, всегда будут недосягаемо выше документов, принимаемых на саммитах, объединяющих столь разнонаправленные политико-экономические режимы как США, Китай, Саудовскую Аравию и Россию.
Поправки и корректировки каждой из сторон окончательной резолюции будут приводить к рамочным соглашениям. В результате США сократят свой бюджетный дефицит только тогда, когда это будет выгодно им, и, в свою очередь, призывы Вашингтона в сторону Китая, Бразилии и Индии увеличить внутреннее потребление будут риторическими, нежели действенными.
Будущее за экономическими содружествами каждого региона, например ЕврАзЭС, ШОС, ЕС, где более понятны проблемы и потребности каждого участника. И если на мировой арене предложения будут выставлять столь значимые конгломераты, то, во-первых, мнения будут более весомыми, во-вторых, в стороне от диалога не останется ни одно государство мира, даже не входящее в определенные 8 или 20.