Отказ мирового сообщества от углеводородов не станет для Казахстана критическим моментом истории
Казахстан намерен активно развивать альтернативные, в том числе возобновляемые, источники энергии, сообщил спикер сената парламента республики Касым-Жомарт Токаев на международной конференции «Энергетическая безопасность и окружающая среда», которая проходит в рамках осенних парламентских заседаний ОБСЕ. Напомним, что в июне 2009 года казахстанский парламент принял закон о поддержке альтернативных источников энергии. В этой связи в Алматы будет реализован проект создания солнечного центра по возобновляемым ресурсам и источникам энергии, сообщает «Интерфакс-Казахстан».
Вообще, солнечная радиация может быть преобразована в полезную энергию, используя активные и пассивные солнечные системы. К активным солнечным системам относятся солнечные коллекторы и фотоэлектрические элементы. Пассивные системы получаются с помощью проектирования зданий и подбора строительных материалов таким образом, чтобы максимально использовать энергию солнца. В целом, по прогнозам ученых, к концу XXI века благодаря практически неистощаемому ресурсу энергии солнечного излучения солнечное электричество будет доминирующим источником энергии с долей приблизительно 60%.
Как известно из истории, использование солнечной энергии началось в 100 году н. э., когда Плиний младший построил летний домик в Северной Италии, в одной из комнат которого были окна из тонкой слюды. Комната была теплее других, и для ее обогрева требовалось меньше дров. Затем она применялась и в римских банях, и в оранжереях. Пик использования пришелся на 40-е годы XX века в США, когда строились высотные здания, специально оборудованные пассивными системами потребления солнечной энергии. Но затем низкие цены на нефть после Второй мировой войны отвлекли внимание от солнечных зданий и вопросов энергоэффективности. Сейчас поиск альтернативных источников энергии переживает новое рождение, и Казахстан в этом плане старается не отставать от мировых держав.
Как ранее в интервью «Капитал.kz» заявлял Нурлан Джиенбаев, директор ТОО «ND & Co», Казахстан обладает большим потенциалом солнечной радиации, но развитие этой отрасли затрудняет отсутствие законодательной базы. За рубежом те, кто пользуется фотоэлектрическими системами, имеют ряд преференций. К примеру, при покупке фотоэлектрической станции обеспечивается дотация государства в размере 40-50% от стоимости оборудования, при соединении с общей сетью государство обязывает транспортные компании покупать эту энергию за 0,45 евроцентов.
Тем не менее, использование солнечной энергии не повлечет отказ Казахстана от иных источников. В частности, атомная энергетика должна стать альтернативным источником энергии и одновременно ресурсом сдерживания динамики глобального потепления и изменения климата. Касым-Жомарт Токаев отметил, что республика, обладая значительными запасами природного урана и производством компонентов ядерного топлива, потенциально может стать одним из ключевых игроков на мировом ядерном рынке. В этой связи актуальнее становится предложение президента страны Нурсултана Назарбаева создать в Казахстане международный банк ядерного топлива, контролировать который будет Международное агентство по атомной энергии.
Не произойдет в ближайшей перспективе и отказа от углеводородов. Хотя бы потому, что это абсолютно экономически неэффективно с точки зрения экспортной экономической политики страны. Казахстан один из основных мировых поставщиков природного сырья – страна входит в число 15 государств с крупнейшими запасами углеводородов.
Г-н Токаев отметил, что республика «является надежным и ответственным энергетическим партнером Европейского союза и третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран – не членов ОПЕК, после России и Норвегии», «активно участвует в энергетических проектах Евросоюза, таких как ИНОГЕЙТ, Европейская энергетическая хартия, Бакинская инициатива». Спикер сената назвал энергетическую стратегию Казахстана диверсифицированной, сбалансированной, рациональной и прагматичной, и что самое главное, соответствующей интересам не только казахстанцев, но и населения других стран. В качестве аргумента было приведено предложение Казахстана принять Евразийский пакт стабильности энергопоставок, который обеспечит дальнейшую диверсификацию путей транспортировки энергоносителей потребителям и гарантии для производителей энергоресурсов в Центральной Азии.
Так как начинать все нововведения надо в первую очередь с себя, были приведены данные по Казахстану, где на сегодняшний день 110 компаний, из них 66 нефтегазового и 44 горнорудного секторов, приняли на себя обязательства обеспечить транспарентность всех сделок и контрактов. В принципе, Казахстан всегда выполнял свои международные обязательства по контрактам в области энергетики. Но споры, возникающие между собой у наших партнеров по СНГ, в части поставок и оплаты энергоресурсов заставляют предлагать новые правила торговли между странами.
Мир стоит на пороге постепенного отхода от углеводородов в пользу возобновляемых источников энергии. Поэтому стремление Казахстана развивать солнечную энергию выглядит не только экологически, но и экономически целесообразным. Снизив потребление нефти, газа внутри страны, мы сможем более активно и прибыльно активизироваться на экспорте с меньшим ущербом для внутреннего производства товаров и услуг, в случае полноценного развития которого отказ мирового сообщества от углеводородов не станет для страны критическим моментом истории.