Казахстан может поставлять газ в случае наличия свободных объемов
Казахстан может стать поставщиком сырья для газопровода «Набукко». Такое заявление вчера сделал Мейрам Канапьянов, заместитель директора департамента многостороннего сотрудничества Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, выступая на международной конференции «Председательство Казахстана в ОБСЕ: вызовы и возможности». Это может произойти в будущем при разработке перспективных месторождений и наличии у Казахстана свободных ресурсов газа.
«Относительно возможностей по поставкам Казахстаном своего газа в проект «Набукко» необходимо отметить, что для нас главной проблемой доступа к «Набукко» является ограниченность свободных ресурсов газа, так как сейчас на стадии реализации ряд крупных газовых проектов, требующих значительных объемов газа», – отметил он.
С другой стороны, существует необходимость прокладки газопровода через Каспий, правовой статус которого еще не определен.
По мнению Дениса Борисова, аналитика ИФК «Солид», на данном этапе именно неурегулированный правовой статус Каспийского моря является основополагающей проблемой, которая заставляет скептически относиться к проекту «Набукко».
«Вопрос сырьевой базы для этого проекта уже стоит не так остро. Актуальнее проблема статуса Каспийского моря, требующая решения со стороны многих стран, это достаточно длительный процесс», – считает аналитик.
Изначально проект рассматривал в качестве варианта наполнения трубы поставки иранского газа. Другие, альтернативные источники найти крайне сложно. По мнению г-на Борисова, если рассматривать среднеазиатский газ, то возникает целый комплекс нерешенных проблем.
Недавно появилась информация о том, что в Курдистане открыто газовое месторождение, сырье из которого может наполнить газопровод «Набукко». Был даже разработан проект стоимостью $8 млрд. по его освоению. Но, по мнению аналитика, это, по меньшей мере, неожиданно – сторонники «Набукко» ломали головы над тем, где взять газ, и вдруг открываются газовые месторождения в Курдистане. Понятно, что это несерьезно.
«Пока не будет поставщиков, говорить о «Набукко» как о серьезном проекте рано, потому что для любого сырьевого проекта необходим источник этого сырья», – считает Анна Анненкова, аналитик ИК «Баррель». Если договор будет подписан Туркменистаном или Ираном, то, возможно, газопровод начнут строить.
«У проекта «Набукко» два минуса, – говорит Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал». – Основной и общеизвестный – это все-таки заполнение трубы и второй – достаточно рискованные с точки зрения геополитики территории, через которые должна проходить труба».
Вероятность реализации этого проекта, по мнению эксперта, достаточно низкая, и по сравнению с вероятностью успешной реализации проекта «Южный поток» может выглядеть как 20% и 80%. Хотя официальные лица предпочитают не называть данные проекты конкурентами, мотивируя это тем, что Европа заинтересована в диверсификации источников поставок газа.
Возможное участие Казахстана в проекте «Набукко» аналитиками расценивается как элемент большой энергетической политики.
«Казахстан выстраивает свою собственную энергетическую политику. Возможно, это заявление можно расценить как сигнал России, чтобы интересы Казахстана учитывались в строительстве будущих энергетических взаимоотношений», – считает г-н Борисов. По сути же это ничего не меняет, каждый из игроков этого рынка будет продолжать вести свою игру.
Для Казахстана, по мнению другого российского аналитика, целесообразно иметь два основных рынка сбыта: Россию и Китай. «Я думаю, что проблемы сбыта по видимым причинам есть у «Газпрома» из-за рецессии, в будущем спрос на энергоносители будет расти, соответственно «Газпром» будет частично жертвовать собственной возможностью по добыче в пользу закупки и перепродажи газа из Казахстана и Туркменистана», – считает г-н Разуваев.
В этой большой энергетической политике есть элемент торговли. В принципе, заявление можно расценивать как возможность для Казахстана получить для себя более комфортные условия. Причем не только по ценам, но и по объемам экспортируемого газа, считает г-н Разуваев.
Напомним, что проект газопровода «Набукко» предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Участниками проекта являются Турция, Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия.
Строительство газопровода планируется завершить к 2014 году. Бюджет строительства 3300-километрового газопровода оценивается в 7,9 млрд. евро. Он будет нуждаться в различных кредиторах: международных финансовых институтах, экспортных агентствах (Европы, США, Японии и других), коммерческих банках.
Кроме того, собственный капитал будет обеспечен шестью участниками консорциума – германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерская MOL.
Несмотря на то, что «Набукко» может стать большим проектом, его значение не следует преувеличивать. «Газовую картину» мира он не изменит.