Уходящий год запомнится нам и принятием многострадальных поправок в законодательные акты по поводу интернета, и широко обсуждаемым движением правительства в блогосферу, и приходом Яндекса на казахстанский рынок, и созданием интернет-ассоциации Казахстана. По классической традиции, в конце года принято подводить итоги. Редакция «Капитал.kz» решила подвести черту под некоторыми событиями, произошедшими в казахстанском сегменте интернета и поинтересоваться оценкой некоторых из них у ведущих казахстанских экспертов.
Топ-десятка наиболее значимых событий 2009 года в Казнете от Александра Ляхова
1) 9 января открылся блог премьер-министра РК Карима Масимова. Через 3 дня, выступая на коллегии Агентства РК по информатизации и связи (АИС), глава кабмина поручил руководителям всех министерств и ведомств открыть персональные блоги.
2) 26 января в Астане состоялась пресс-конференция, посвященная первому приезду в нашу страну одного из топ-менеджеров корпорации Microsoft (www.microsoft.kz) – старшего вице-президента (развивающиеся рынки) Орландо Айяла. 1 июня Microsoft запустил свой новый поисковик Bing – взамен Live Search (bing.com = live.com).
3) 4 марта в Алматы состоялась презентация портала NUR.kz, созданного при поддержке белорусской компании УП «Надежные программы» с торговыми марками TUT.by и HOSTER.by.
4) 17-19 апреля в Алматы прошла первая в Казахстане открытая образовательная некоммерческая конференция для специалистов новых медиа BarCamp Central Asia 2009 (barcampkz.net).
5) 10 июля Глава государства подписал Закон РК №178-4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», который в течение трех месяцев обсуждался так бурно, словно от его принятия/непринятия зависело будущее Казнета.
6) 7 сентября в Алматы открылся Международный университет информационных технологий (МУИТ) (iitu.kz), созданный в сотрудничестве с Carnegie Mellon University (cmu.edu).
7) 23 сентября в Алматы состоялась презентация ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана».
8) 14-16 октября в Алматы прошли презентация портала Яндекс.kz, а также Я.Субботник (семинар Яндекса для разработчиков и менеджеров интернет-проектов) и практический семинар «Интернет-реклама: итоги и перспективы. Рекламные возможности Яндекса».
9) 17 ноября в Алматы состоялся «круглый стол» на тему «Вопросы применения Закона РК от 10.07.2009 №178-4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», собравший руководителей ведущих казахстанских интернет-компаний.
10) 18 ноября в Алматы прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров VII конкурса сайтов «Национальная интернет-премия AWARD.kz».
– Как может повлиять на развитие интернета возможность введения доменных имен на национальных языках?
Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online:
Вряд ли введение доменных имен на национальных языках будет иметь положительное воздействие. Я считаю, что отрицательных моментов тут гораздо больше, чем положительных. Прежде всего, это искусственное ограничение собственной аудитории. Почему в то время как контент сайтов становится все более интернациональным – сайты обзаводятся новыми языковыми версиями, чтобы быть доступными как можно большему количеству посетителей, – в доменном пространстве идет обратный процесс? Если нам нужен не сайт, а закрытый междусобойчик, то да, надо и в доменном имени, и в содержании пользоваться каким-нибудь редким диалектом, чтобы никто не смог набрать ваш адрес в строке браузера, а если и попал на сайт, то не смог ничего прочесть. Но идея интернета прямо противоположная, это сеть без границ. Унификация происходит сегодня во многих областях: посмотрите, производители сотовых телефонов, извечные конкуренты, договорились о едином разъеме для зарядных устройств. На этом фоне желание обособиться выглядит абсурдно.
Другая сторона – масса проблем для владельцев существующих сайтов. Допустим, у вас есть сайт www.vasyapupkin.kz. В случае введения доменных имен на национальном языке вы, хотите того или нет, просто вынуждены будете выкупать еще и домен ВасяПупкин.кз. А есть адреса, которые предполагают несколько вариантов написания. И лишние траты на регистрацию дополнительных имен – лишь малая часть проблемы (хотя для компаний-регистраторов это неплохое подспорье – бизнес автоматически вырастает как минимум вдвое). Гораздо хуже, если адрес ВасяПупкин.кз займет кто-то другой. В лучшем случае это будет киберсквоттер, желающий перепродать адрес, в худшем – мошенники. Предположим, что по адресу www.vasyapupkin.kz расположен сайт банка или интернет-магазина, а по адресу ВасяПупкин.кз мошенниками создается его клон, полностью копирующий внешний вид и содержание оригинального сайта, но имеющий целью воровство конфиденциальной информации.
Константин Горожанкин, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ»:
Судя по тому, как в России продвигается этот проект с участием первого лица государства – вопрос больше политический.
Для рядовых интернет-пользователей больших преимуществ не вижу – думаю, все мы без проблем использовали и будем использовать имена на латинице. Кроме того, пользователи крайне редко «руками» набирают доменные имена в адресной строке браузера. Как показывает статистика, сейчас более 97% переходов на сайты осуществляется с поисковых систем и кликами по ссылкам с других сайтов – то есть в этом случае нам «по барабану» то, на каком языке написана ссылка.
Для компаний, регистрирующих доменные имена и ICANN, однозначно несколько расширяется поле деятельности для дополнительных заработков. Компании, которые на слуху и дорожат своим именем, волей-неволей, будут вынуждены поддерживать свои сайты не только в национальных доменных зонах, но и отныне на различных национальных языках.
Александр Ляхов, исполнительный директор ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана»:
Я не считаю, подобно некоторым, затею с кириллическим доменом «величайшей IT-аферой после «Проблемы 2000 года». В то же время я не считаю ее и насущно необходимой. Да и вообще, не вдохновляет меня идея написания интернет-адресов на родном языке. Дело ведь даже не в языке, а в алфавите! И зачем городить очередное вавилонское столпотворение из множества алфавитов (например, кириллический алфавит казахского языка использует не только 33 буквы русского алфавита, но и еще 9 специфических букв), не проще ли обходиться 26 буквами современной латиницы?
Александр Чуб, основатель и владелец сервиса WM-Kazakhstan:
Я думаю, практически никак не повлияет. Дело не в наименовании доменов, а в содержимом сайтов. Если не будет качественного казахстанского контента, то пользователи будут уходить на другие сайты, вне зависимости от того, какими буквами они наберут имя сайта. Возможность регистрации доменных имен кириллицей в международных зонах .com, .net и т.д. появилась еще несколько лет назад (см. https://www.i-dns.net/). Например, есть такой домен как https://казахстан.com/. Но вряд ли это каким-то образом влияет на посещаемость и популярность.
– Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи заявляло, что внимательно отслеживает ситуацию, связанную с внедрением нелатинских доменных имен. Будут ли, по Вашему мнению, в ближайшее время регистрироваться доменные имена на казахском языке?
Александр Чуб:
Сомневаюсь, потому что создание домена .кз или .рк это дорогое удовольствие.
Александр Васильев:
Поскольку в России началась регистрация доменных имен в зоне .рф, то вполне можно ожидать аналогичного шага и от АИС РК. Но надеюсь, что все же этого не произойдет.
Константин Горожанкин:
С точки зрения технической реализации, большой проблемы в этом нет, хотя, конечно, для выделения более масштабных бюджетов под этот проект проблемы «нарисуют». Другое дело, есть ли в этом целесообразность с точки зрения государства и его жителей? Ура-патриотизм, конечно, хорошо, но не надо забывать, что к нам на сайты в домен kz гости из-за рубежа и так нечасто заглядывают. А теперь представьте, что они будут делать, когда у 99,999% компьютеров в сети интернет просто отсутствуют наши специфические буквы на клавиатуре – они физически не смогут набирать «национальные» адреса в своих браузерах. Зачем самих себя ограничивать в общении локальными пользователями?
– Насколько, по Вашему мнению, целесообразна разработка национальной поисковой системы в Казахстане?
Александр Ляхов:
Если под национальной поисковой системой понимать создание максимально полного каталога сайтов Казнета с мощной системой поиска и статистики по нему, то я – «за». А конкурировать с Яндексом или Google в «двигательных» делах – нереально.
Александр Чуб:
Рынок Казахстана не очень большой, а объем инвестиций, которые нужно направить на создание полноценной поисковой системы, поддерживающей морфологию казахского языка и все возможности нормальной платежной системы, велик, поэтому вряд ли найдется такой инвестор, который создал бы казахстанский аналог google.com – это бессмысленно. Будет гораздо лучше, если тот же Google не просто создаст страницу для Казахстана, но еще и будет так же, как английские тексты, обрабатывать и казахские тексты.
Константин Горожанкин:
Тупиковая идея. Взгляните на мировой интернет: есть Google, и есть все остальные поисковые системы. Правда, есть исключения – есть только две страны мира, где в лидерах находятся местные поисковые системы – Китай (Baidu.com) и Россия (yandex.ru). В этих странах довольно специфическая лексика и морфология языка, кроме того, сильные программистские школы, которые на протяжении уже второго десятка лет продолжают усовершенствовать поисковый алгоритм своих систем.
Сделать свою национальную систему на пустом месте будет сложно и дорого как в создании, так и еще больше в поддержании и развитии. Да и зачем, если и Яндекс (кстати, его создатель бывший казахстанец), и Google уже сделали под нас поисковики с использованием казахских символов?
Александр Васильев:
Разработка национального поисковика, на мой взгляд, абсолютно нецелесообразна. У него не будет пользователей. Казахстанцы будут продолжать пользоваться заслужившими доверие Яндекс и Google . Тут можно провести аналогию с телевизором. Какой телевизор вы выберете – цветной, принимающий много каналов, с дистанционным управлением и другими функциями от известного мирового производителя, или отечественный черно-белый с тремя каналами и тумблером на корпусе? Да, еще одно условие – цена у них будет одинаковая. Думаю, ответ очевиден. Но когда мы говорим о похожих вещах в других областях, то почему-то не всегда видим очевидное.
Между тем, службы типа Яндекс и Google – это не только поисковики, это порталы с большим количеством дополнительных сервисов. Но даже если говорить лишь о поиске, то их возможности далеко не ограничиваются Казнетом (кстати, оба «умеют» искать и на казахском языке). А когда мы ищем информацию, то нам неважно, где мы ее найдем, нам важен конечный результат – найти искомое. Сможет ли национальный поисковик конкурировать с такими гигантами? Вряд ли. Россия – одна из немногих стран, имеющих собственные интернет-технологии мирового уровня. Кроме России, национальные поисковые системы лидируют только в США, Китае, Южной Корее и Чехии.
– Есть ли положительная динамика в решении проблемы интернет-пиратства в Казахстане?
Константин Горожанкин:
Официальной статистики на этот счет нет, соответствующих исследований у нас не проводится. Но то, что различные торренты с лидеров Казнета за год переместились ближе к концу десятки, говорит о том, что интерес к скачке нелицензионной продукции у населения постепенно уступает другим, более «правильным» занятиям.
Александр Ляхов:
Пока я вижу лишь рост числа торрент-трекеров, видео– и аудиохостингов, содержание которых на 90% состоит из нелицензионного контента...
Александр Васильев:
На интернет-пиратство в Казахстане пока закрываются глаза, так как проводится политика максимального распространения интернета в минимальные сроки. На данном этапе стоят другие задачи. Сейчас главное – «подсадить» на интернет (в хорошем смысле) как можно больше казахстанцев. Когда эта задача будет выполнена, у правовых аспектов приоритет будет выше. И я считаю такой подход правильным и оправданным.
Александр Чуб:
Сложно сказать, я не пользуюсь услугами пиратов. Но если на первых местах по посещению в Казахстане находятся торрент-трекеры, представляющие, по сути своей, возможность найти пиратскую продукцию, то я могу предположить, что проблема интернет-пиратства не решена.
– Насколько значимым событием стал запуск поискового портала yandex.kz?
Александр Васильев:
Правильнее говорить не о запуске портала yandex.kz, а об адапции сервисов yandex.ru для казахстанских пользователей. Благодаря локализованным сервисам портал стал удобнее для казахстанцев. Логичный шаг в развитии бизнеса Яндекса. Поэтому я бы не стал переоценивать значение такого шага (все это можно было сделать и в рамках yandex.ru). Но и недооценивать, конечно, событие нельзя. Например, Яндекс доработал казахоязычный поиск, который учитывает морфологию языка. После этого обсуждение национального поисковика становится еще более бессмысленным. На расстановку сил в Казнете появление yandex.kz большого влияния не окажет, но так называемым отечественным порталам есть о чем подумать.
Александр Чуб:
Я считаю данное событие очень значимым, потому что это позволяет более точно пользоваться возможностями локального, казахстанского интернет-поиска. К тому же, Яндекс изначально не просто стал «зеркалом российского сайта», а внедрил локальные сервисы, такие как Яндекс.Карты, Яндекс.Директ. И, конечно же, радует то, что поисковая система Яндекс начала разбираться с морфологией казахского языка.
Константин Горожанкин:
Однозначно это стало событием номер один в казахстанском интернете 2009 года. Самое главное, это показало, что в Казнете наступают времена зарабатывания денег, раз самый крупный игрок российского рынка интернет-рекламы пожаловал к нам. Кроме того, они действительно очень сильно и достаточно глубоко поработали над тюнингом поискового движка Яндекса под казахский язык. Думаю, после этого разговоры об утопической идее создания национального поисковика должны прекратиться.
Александр Ляхов:
Запуск Яндекс.kz, во-первых, показал, что интерес к нашему рынку интернет-услуг растет, причем, у иностранных инвесторов даже в большей степени, чем у местных, а, во-вторых, он даст новый импульс рынку рекламы в интернете.