Зона KZ. Разбор полетов
АВТОР

24.12.2009 • 14:01 1622

Зона KZ. Разбор полетов

Уходящий год запомнится нам и принятием многострадальных поправок в законодательные акты по поводу интернета, и широко обсуждаемым движением правительства в блогосферу, и приходом Яндекса на казахстанский рынок, и созданием интернет-ассоциации Казахстана. По классической традиции, в конце года принято подводить итоги. Редакция «Капитал.kz» решила подвести черту под некоторыми событиями, произошедшими в казахстанском сегменте интернета и поинтересоваться оценкой некоторых из них у ведущих казахстанских экспертов.

Топ-десятка наиболее значимых событий 2009 года в Казнете от Александра Ляхова

1) 9 января открылся блог премьер-министра РК Карима Масимова. Через 3 дня, выступая на коллегии Агентства РК по информатизации и связи (АИС), глава кабмина поручил руководителям всех министерств и ведомств открыть персональные блоги.

2) 26 января в Астане состоялась пресс-конференция, посвященная первому приезду в нашу страну одного из топ-менеджеров корпорации Microsoft (www.microsoft.kz) – старшего вице-президента (развивающиеся рынки) Орландо Айяла. 1 июня Microsoft запустил свой новый поисковик Bing – взамен Live Search (bing.com = live.com).

3) 4 марта в Алматы состоялась презентация портала NUR.kz, созданного при поддержке белорусской компании УП «Надежные программы» с торговыми марками TUT.by и HOSTER.by.

4) 17-19 апреля в Алматы прошла первая в Казахстане открытая образовательная некоммерческая конференция для специалистов новых медиа BarCamp Central Asia 2009 (barcampkz.net).

5) 10 июля Глава государства подписал Закон РК №178-4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», который в течение трех месяцев обсуждался так бурно, словно от его принятия/непринятия зависело будущее Казнета.

6) 7 сентября в Алматы открылся Международный университет информационных технологий (МУИТ) (iitu.kz), созданный в сотрудничестве с Carnegie Mellon University (cmu.edu).

7) 23 сентября в Алматы состоялась презентация ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана».

8) 14-16 октября в Алматы прошли презентация портала Яндекс.kz, а также Я.Субботник (семинар Яндекса для разработчиков и менеджеров интернет-проектов) и практический семинар «Интернет-реклама: итоги и перспективы. Рекламные возможности Яндекса».

9) 17 ноября в Алматы состоялся «круглый стол» на тему «Вопросы применения Закона РК от 10.07.2009 №178-4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», собравший руководителей ведущих казахстанских интернет-компаний.

10) 18 ноября в Алматы прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров VII конкурса сайтов «Национальная интернет-премия AWARD.kz».

 – Как может повлиять на развитие интернета возможность введения доменных имен на национальных языках?

Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online:

Вряд ли введение доменных имен на национальных языках будет иметь положительное воздействие. Я считаю, что отрицательных моментов тут гораздо больше, чем положительных. Прежде всего, это искусственное ограничение собственной аудитории. Почему в то время как контент сайтов становится все более интернациональным – сайты обзаводятся новыми языковыми версиями, чтобы быть доступными как можно большему количеству посетителей, – в доменном пространстве идет обратный процесс? Если нам нужен не сайт, а закрытый междусобойчик, то да, надо и в доменном имени, и в содержании пользоваться каким-нибудь редким диалектом, чтобы никто не смог набрать ваш адрес в строке браузера, а если и попал на сайт, то не смог ничего прочесть. Но идея интернета прямо противоположная, это сеть без границ. Унификация происходит сегодня во многих областях: посмотрите, производители сотовых телефонов, извечные конкуренты, договорились о едином разъеме для зарядных устройств. На этом фоне желание обособиться выглядит абсурдно.

Другая сторона – масса проблем для владельцев существующих сайтов. Допустим, у вас есть сайт www.vasyapupkin.kz. В случае введения доменных имен на национальном языке вы, хотите того или нет, просто вынуждены будете выкупать еще и домен ВасяПупкин.кз. А есть адреса, которые предполагают несколько вариантов написания. И лишние траты на регистрацию дополнительных имен – лишь малая часть проблемы (хотя для компаний-регистраторов это неплохое подспорье – бизнес автоматически вырастает как минимум вдвое). Гораздо хуже, если адрес ВасяПупкин.кз займет кто-то другой. В лучшем случае это будет киберсквоттер, желающий перепродать адрес, в худшем – мошенники. Предположим, что по адресу www.vasyapupkin.kz расположен сайт банка или интернет-магазина, а по адресу ВасяПупкин.кз мошенниками создается его клон, полностью копирующий внешний вид и содержание оригинального сайта, но имеющий целью воровство конфиденциальной информации.

Константин Горожанкин, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ»:

Судя по тому, как в России продвигается этот проект с участием первого лица государства – вопрос больше политический.

Для рядовых интернет-пользователей больших преимуществ не вижу – думаю, все мы без проблем использовали и будем использовать имена на латинице. Кроме того, пользователи крайне редко «руками» набирают доменные имена в адресной строке браузера. Как показывает статистика, сейчас более 97% переходов на сайты осуществляется с поисковых систем и кликами по ссылкам с других сайтов – то есть в этом случае нам «по барабану» то, на каком языке написана ссылка.

Для компаний, регистрирующих доменные имена и ICANN, однозначно несколько расширяется поле деятельности для дополнительных заработков. Компании, которые на слуху и дорожат своим именем, волей-неволей, будут вынуждены поддерживать свои сайты не только в национальных доменных зонах, но и отныне на различных национальных языках.

Александр Ляхов, исполнительный директор ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана»:

Я не считаю, подобно некоторым, затею с кириллическим доменом «величайшей IT-аферой после «Проблемы 2000 года». В то же время я не считаю ее и насущно необходимой. Да и вообще, не вдохновляет меня идея написания интернет-адресов на родном языке. Дело ведь даже не в языке, а в алфавите! И зачем городить очередное вавилонское столпотворение из множества алфавитов (например, кириллический алфавит казахского языка использует не только 33 буквы русского алфавита, но и еще 9 специфических букв), не проще ли обходиться 26 буквами современной латиницы?

Александр Чуб, основатель и владелец сервиса WM-Kazakhstan:

Я думаю, практически никак не повлияет. Дело не в наименовании доменов, а в содержимом сайтов. Если не будет качественного казахстанского контента, то пользователи будут уходить на другие сайты, вне зависимости от того, какими буквами они наберут имя сайта. Возможность регистрации доменных имен кириллицей в международных зонах .com, .net и т.д. появилась еще несколько лет назад (см. http://www.i-dns.net/). Например, есть такой домен как http://казахстан.com/. Но вряд ли это каким-то образом влияет на посещаемость и популярность.

– Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи заявляло, что внимательно отслеживает ситуацию, связанную с внедрением нелатинских доменных имен. Будут ли, по Вашему мнению, в ближайшее время регистрироваться доменные имена на казахском языке?

Александр Чуб:

Сомневаюсь, потому что создание домена .кз или .рк это дорогое удовольствие.

Александр Васильев:

Поскольку в России началась регистрация доменных имен в зоне .рф, то вполне можно ожидать аналогичного шага и от АИС РК. Но надеюсь, что все же этого не произойдет.

Константин Горожанкин:

С точки зрения технической реализации, большой проблемы в этом нет, хотя, конечно, для выделения более масштабных бюджетов под этот проект проблемы «нарисуют». Другое дело, есть ли в этом целесообразность с точки зрения государства и его жителей? Ура-патриотизм, конечно, хорошо, но не надо забывать, что к нам на сайты в домен kz гости из-за рубежа и так нечасто заглядывают. А теперь представьте, что они будут делать, когда у 99,999% компьютеров в сети интернет просто отсутствуют наши специфические буквы на клавиатуре – они физически не смогут набирать «национальные» адреса в своих браузерах. Зачем самих себя ограничивать в общении локальными пользователями?

– Насколько, по Вашему мнению, целесообразна разработка национальной поисковой системы в Казахстане?

Александр Ляхов:

Если под национальной поисковой системой понимать создание максимально полного каталога сайтов Казнета с мощной системой поиска и статистики по нему, то я – «за». А конкурировать с Яндексом или Google в «двигательных» делах – нереально.

Александр Чуб:

Рынок Казахстана не очень большой, а объем инвестиций, которые нужно направить на создание полноценной поисковой системы, поддерживающей морфологию казахского языка и все возможности нормальной платежной системы, велик, поэтому вряд ли найдется такой инвестор, который создал бы казахстанский аналог google.com – это бессмысленно. Будет гораздо лучше, если тот же Google не просто создаст страницу для Казахстана, но еще и будет так же, как английские тексты, обрабатывать и казахские тексты.

Константин Горожанкин:

Тупиковая идея. Взгляните на мировой интернет: есть Google, и есть все остальные поисковые системы. Правда, есть исключения – есть только две страны мира, где в лидерах находятся местные поисковые системы – Китай (Baidu.com) и Россия (yandex.ru). В этих странах довольно специфическая лексика и морфология языка, кроме того, сильные программистские школы, которые на протяжении уже второго десятка лет продолжают усовершенствовать поисковый алгоритм своих систем. 

Сделать свою национальную систему на пустом месте будет сложно и дорого как в создании, так и еще больше в поддержании и развитии. Да и зачем, если и Яндекс (кстати, его создатель бывший казахстанец), и Google уже сделали под нас поисковики с использованием казахских символов?

Александр Васильев:

Разработка национального поисковика, на мой взгляд, абсолютно нецелесообразна. У него не будет пользователей. Казахстанцы будут продолжать пользоваться заслужившими доверие Яндекс и Google . Тут можно провести аналогию с телевизором. Какой телевизор вы выберете – цветной, принимающий много каналов, с дистанционным управлением и другими функциями от известного мирового производителя, или отечественный черно-белый с тремя каналами и тумблером на корпусе? Да, еще одно условие – цена у них будет одинаковая. Думаю, ответ очевиден. Но когда мы говорим о похожих вещах в других областях, то почему-то не всегда видим очевидное.

Между тем, службы типа Яндекс и Google – это не только поисковики, это порталы с большим количеством дополнительных сервисов. Но даже если говорить лишь о поиске, то их возможности далеко не ограничиваются Казнетом (кстати, оба «умеют» искать и на казахском языке). А когда мы ищем информацию, то нам неважно, где мы ее найдем, нам важен конечный результат – найти искомое. Сможет ли национальный поисковик конкурировать с такими гигантами? Вряд ли. Россия – одна из немногих стран, имеющих собственные интернет-технологии мирового уровня. Кроме России, национальные поисковые системы лидируют только в США, Китае, Южной Корее и Чехии. 

– Есть ли положительная динамика в решении проблемы интернет-пиратства в Казахстане?

Константин Горожанкин:

Официальной статистики на этот счет нет, соответствующих исследований у нас не проводится. Но то, что различные торренты с лидеров Казнета за год переместились ближе к концу десятки, говорит о том, что интерес к скачке нелицензионной продукции у населения постепенно уступает другим, более «правильным» занятиям. 

Александр Ляхов:

Пока я вижу лишь рост числа торрент-трекеров, видео– и аудиохостингов, содержание которых на 90% состоит из нелицензионного контента...

Александр Васильев:

На интернет-пиратство в Казахстане пока закрываются глаза, так как проводится политика максимального распространения интернета в минимальные сроки. На данном этапе стоят другие задачи. Сейчас главное – «подсадить» на интернет (в хорошем смысле) как можно больше казахстанцев. Когда эта задача будет выполнена, у правовых аспектов приоритет будет выше. И я считаю такой подход правильным и оправданным.

Александр Чуб:

Сложно сказать, я не пользуюсь услугами пиратов. Но если на первых местах по посещению в Казахстане находятся торрент-трекеры, представляющие, по сути своей, возможность найти пиратскую продукцию, то я могу предположить, что проблема интернет-пиратства не решена.

– Насколько значимым событием стал запуск поискового портала yandex.kz?

Александр Васильев:

Правильнее говорить не о запуске портала yandex.kz, а об адапции сервисов yandex.ru для казахстанских пользователей. Благодаря локализованным сервисам портал стал удобнее для казахстанцев. Логичный шаг в развитии бизнеса Яндекса. Поэтому я бы не стал переоценивать значение такого шага (все это можно было сделать и в рамках yandex.ru). Но и недооценивать, конечно, событие нельзя. Например, Яндекс доработал казахоязычный поиск, который учитывает морфологию языка. После этого обсуждение национального поисковика становится еще более бессмысленным. На расстановку сил в Казнете появление yandex.kz большого влияния не окажет, но так называемым отечественным порталам есть о чем подумать.

Александр Чуб:

Я считаю данное событие очень значимым, потому что это позволяет более точно пользоваться возможностями локального, казахстанского интернет-поиска. К тому же, Яндекс изначально не просто стал «зеркалом российского сайта», а внедрил локальные сервисы, такие как Яндекс.Карты, Яндекс.Директ. И, конечно же, радует то, что поисковая система Яндекс начала разбираться с морфологией казахского языка.

Константин Горожанкин:

Однозначно это стало событием номер один в казахстанском интернете 2009 года. Самое главное, это показало, что в Казнете наступают времена зарабатывания денег, раз самый крупный игрок российского рынка интернет-рекламы пожаловал к нам. Кроме того, они действительно очень сильно и достаточно глубоко поработали над тюнингом поискового движка Яндекса под казахский язык. Думаю, после этого разговоры об утопической идее создания национального поисковика должны прекратиться.

Александр Ляхов:

Запуск Яндекс.kz, во-первых, показал, что интерес к нашему рынку интернет-услуг растет, причем, у иностранных инвесторов даже в большей степени, чем у местных, а, во-вторых, он даст новый импульс рынку рекламы в интернете.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

интернет Яндекс Константин Горожанкин Александр Чуб

24.12.2009 • 14:01 1622

Поделиться
Зона KZ. Разбор полетов
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus