Пропускная способность КТК будет увеличена до 67 млн. тонн нефти в год уже в 2013 году
Расширение системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будет завершено в 2013 году. Об этом сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев.
Напомним, что в декабре 2009 года акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, включающий комплекс организационно-технических, коммерческих и финансовых вопросов. Уже с января 2010 года начинается практическая поэтапная реализация достигнутых договоренностей.
Акционеры единогласно утвердили решение, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн. тонн нефти в год, а с использованием антифрикционной присадки – до 76 млн. тонн нефти в год, писали российские СМИ. Сообщалось также, что среди основных параметров и условий реализации проекта: тариф $38, ставка по существующим займам 6% и приостановка выплат по займам до окончания строительства. Это позволит профинансировать проект расширения, прежде всего, за счет собственных средств КТК. После окончания строительства выплаты задолженности будут осуществляться на основе принципа «наравне и одновременно».
Для этого необходимо построить 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (НПС), 6 резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третье выносное причальное устройство на морском терминале КТК, а также заменить 88 км трубопровода на территории Казахстана.
Предполагалось, что увеличение пропускной способности КТК до 67 млн. тонн нефти в год будет полностью завершено только в 2014 году. Расширение планировалось производить в 3 этапа. На первом должна осуществляться модернизация существующих НПС, в результате чего возможности транспортировки повысятся на 7-8 млн. тонн в год. На втором этапе планировались строительство пяти новых НПС и трех резервуаров по 100 тыс. кубометров на морском терминале, а также замена 88 км трубопровода. В ходе реализации третьего этапа должны были быть построены еще пять НПС, три резервуара и дополнительное выносное причальное устройство на морском терминале.
По словам Николая Токарева, президента АК «Транснефть», каждый из акционеров на своей территории будет вести соответствующие работы. «Наши партнеры в Казахстане будут строить линейную часть и 2 НПС, в России «Транснефть» займется реконструкцией и строительством новых НПС, а Chevron будет заниматься терминалом, строительством выносных причальных устройств и совместно с нами – резервуарного парка», – уточнил он.
По итогам прошедшего года КТК на своем терминале под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,574 млн. тонн нефти, что на 9,9% больше, чем в 2008 году. Было загружено 319 танкеров.
Как отмечается в корпоративном журнале «Транснефти» со ссылкой на департамент внешнеэкономических отношений компании, планируемая выручка КТК после окончания расширения трубопроводной системы будет составлять около $2,5 млрд. в год. В 2008 году тарифная выручка КТК составила $1 млрд.
Справка. КТК владеет нефтепроводом Тенгиз – Новороссийск длиной 1580 км, который соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря.
На сегодняшний день акционерами КТК являются Российская Федерация, представленная «Транснефтью» – 24%, и КТК Компани – 7%, – всего 31%; Казахстан, представленный «КазМунайГазом» – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, – всего 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.
Инвестиции в расширение КТК оцениваются в $4,5 млрд. Тариф на прокачку составляет $38 за тонну, кредитная ставка – 6%.